«Себя в стихах навеки сохранил…» (к дню рождения А.С.Пушкина)

(13.06.2025) Рубрика: В музее-заповеднике «Полотняный Завод»
25 мая 2024 года возле Дома Гончаровых состоялось открытие памятника великому поэту России Александру Сергеевичу Пушкину и его жене Наталье Николаевне Гончаровой. Это значимое культурное событие в масштабах не только нашей области, но и всей страны. Автор бронзовой скульптурной композиции «Александр Пушкин и Наталья Гончарова в Полотняном Заводе» – скульптор Олег Константинович Комов (1932-1994) – Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР. Архитекторы: Алексей Олегович Комов, член-корреспондент Российской академии художеств, Нина Ивановна Комова (1938-2022), лауреат Государственной премии СССР. Установка скульптурной композиции ждала своего часа почти 30 лет и осуществилась благодаря меценатам при поддержке правительства региона.

«Оскорбление русскому языку принимал он за оскорбление, лично ему нанесённое. В некотором роде был он прав, как один из высших представителей, если не высший, этого языка…»
П.А.Вяземский
7 июня в мемориальном, историко-архитектурном и природном музее-заповеднике «Полотняный Завод» собрались поклонники творчества великого русского поэта Александра Сергеевича ПУШКИНА, чтобы отметить 226-ю годовщину со дня его рождения. Начало доброй традиции было положено в 1979 году.
Этот день всегда был, есть и будет особенным. С произведениями Пушкина мы знакомимся в раннем детстве. Взрослея, многократно перечитываем и каждый раз узнаём что-то новое. Цитаты используем в жизни, сами того не замечая. Александра Сергеевича знают и почитают во всех уголках планеты. Много верных друзей Пушкинского праздника приезжает в посёлок Полотняный Завод – замечательное место, которое известно каждому русскому человеку.
Ежегодно, 6 июня, в день рождения поэта, в нашей стране отмечается Пушкинский день России. А во всем мире – Международный день русского языка. Этот праздник учредил департамент ООН по общественным связям. По данным ООН, русским языком владеют около 250 миллионов жителей планеты.
Почему именно Пушкин стал для России символом поэзии, культуры, символом нашего языка? В начале XIX века считалось, что для русской словесности больше всех сделал Николай Карамзин, а сам Пушкин называл своим учителем в поэзии Василия Жуковского. Но именно Пушкин научил образованную русскую публику, часто лучше знавшую французский, чем русский, высказывать свои мысли на родном языке. Это веха в нашей истории.
«Сделал он поистине огромное дело: не только написал множество замечательных произведений, но и сослужил великую службу всему русскому языку, на котором мы с вами каждый день разговариваем», – пишет в своей книге для детей «Как Пушкин русский язык изменил» калужская писательница и поэтесса Марина Улыбышева.
«Но как же так? Ведь и до Пушкина русские люди говорили на русском языке, понимали друг друга, писали письма, стихи. Только представьте себе: для русских людей в те времена существовало одновременно два языка – книжный и разговорный… Образованные люди прекрасно знали книжный язык, который считался подходящим для книг, богослужений, возвышенных речей и царских указов. Но для повседневного общения он был не очень удобным – чересчур красивым и напыщенным…
Неграмотные же люди, то есть, простой народ, говорили на другом русском языке. Слова его не были так возвышены, зато вполне годились для обычной жизни… Пушкин понял самое главное: не надо разделять слова по разным стилям, ведь это один и тот же русский язык, которым просто следует правильно пользоваться», – отмечает Марина Улыбышева.
В тезисе, что мы говорим на языке Пушкина, есть большое рациональное зерно. С носителями тогдашнего языка мы нашли бы гораздо больший контакт и понимание, чем с теми, кто говорил на языке, который был, допустим, до 1820 года. Это очень важный год, потому что вышла поэма «Руслан и Людмила».
Пушкин и до этого был известен: он печатался, о нём говорили, как о восходящем светиле. Прочитав поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с шутливой, но, в то же время, серьёзной надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».
Пушкин очень разнообразен, ему было тесно в одной поэзии. Язык Пушкина предстает в разных ипостасях: и поэтическая стихотворная речь, и художественная проза, и публицистика, и короткие заметки. Отдельный феномен – его письма, в которых он иногда пробовал то, что потом мог включить в произведения. Все вместе создает обширную языковую палитру, освобождающую от скованности языка.
До Пушкина в русском литературном языке доминировала теория трёх стилей (высокий, средний и низкий), которую выдвинул Михаил Ломоносов. Высокий стиль ориентировался на отдалённый от народной речи церковнославянский язык, низкий – смешивал бытовую лексику и просторечия и не пропускал в себя элементы высокого стиля.
Академик Виктор Виноградов в статье «А.С.Пушкин – основоположник русского литературного языка» писал, что для главных авторов того периода – Дениса Фонвизина, Ивана Крылова, Александра Радищева, Гавриила Державина – ломоносовская парадигма тормозила развитие литературного языка. Они вышли за её пределы, поэтому к началу XIX века теория отдалилась от практики.
Пушкин сблизил литературный язык с народной речью и комбинировал стили. Это же делали, например, Иван Крылов и Александр Грибоедов, но как специальный приём в рамках жанра. Пушкин поднял такое смешение на другой уровень: вхождение ограниченной низким стилем народной речи не привязывалось к жанру и стало шире литературной нормы. По наблюдениям Виноградова, Пушкин «вывел русский литературный язык на широкий и свободный путь демократического развития». Конечно, дальнейшее движение русского языка – и разговорного, и литературного – обязано многим нашему первенствующему поэту.
Доктор филологических наук Николай Васильев объяснял, почему Пушкин считается основателем современного русского литературного языка: «Это утверждение основывается на том, что, несмотря на почти двухсотлетнюю дистанцию между пушкинской эпохой и сегодняшним днём, наша литературная речь не претерпела принципиальных изменений в своих стилистических чертах, а словарный состав сохранил преемственность с предшествующим состоянием».
«Великий национальный поэт, историк, политик, общественный деятель, – он внёс огромный вклад в историю нашей отечественной культуры и, прежде всего, в историю русского литературного языка. Пушкин любил русский язык с силой и страстностью патриота. Он называл его «богатым и прекрасным», «гибким и мощным в своих оборотах и средствах». Для Пушкина – народного поэта, родоначальника русской литературы, высоко державшего знамя национальной чести русского народа, русской культуры, – великий русский язык был как бы воплощением гения русской нации», – подчёркивал В.В.Виноградов.
Для Полотняного Завода А.С.Пушкин имеет особое значение. С его именем связана известность посёлка, ведь он был женат на Наталье Николаевне Гончаровой, ставшей олицетворением любви, семейного счастья и поэтического вдохновения поэта. Она, по образному выражению известного поэта и критика князя П.А.Вяземского, была «романтической красавицей нашего поколения», достойной «первого романтического поэта».
Александр Сергеевич приезжал в Полотняный Завод дважды. Получив в апреле 1830 года согласие на брак с Натальей Николаевной, Пушкин едет в Полотняный Завод для представления старшему рода Гончаровых – Афанасию Николаевичу. Обратимся к документу московского художника Александра Средина, который был опубликован в «Известиях Калужской учёной архивной комиссии» в выпуске XXI 1911 года: «Первая поездка Пушкина на Полотняный Завод должна быть отнесена к концу мая 1830 года; останавливался он, вероятно, в Красном доме. Сколько именно дней он пробыл на заводе – трудно установить, уже 29-го мая он пишет Бенкендорфу из Москвы. В письме к невесте в начале июня он выражает сожаление, что покинул Полотняный».
Второй раз Александр Сергеевич приехал в Полотняный Завод в 1834 году, в гости к своему родственнику, брату Натальи Николаевны, новому владельцу майората –
Дмитрию Николаевичу. 25 августа Пушкин выехал из Петербурга в Москву, а затем в имение Гончаровых. Остались его записи в дневнике: «В Заводах прожил я две недели, потом привёз Наталью Николаевну в Москву».
Посещение Пушкиным Полотняного Завода в 1830 и 1834 годах сделало это имение одним из известных Пушкинских мест. Во многом, благодаря этому, усадебный дом Гончаровых был восстановлен из руин и стал культурным центром. Сегодня в нем располагаются современная модельная библиотека, школа искусств имени Натальи Гончаровой и музей, торжественное открытие которого состоялось в 1999 году, в дни празднования 200-летнего юбилея со дня рождения А.С.Пушкина.
Имя Пушкина в Полотняном Заводе увековечивалось на протяжении многих десятилетий. В парке можно увидеть памятник поэту, посидеть в «Пушкинской беседке», в музее пройти по комнатам, по которым ходил поэт, увидеть мемориальную мебель. Ежегодно в Полотняном Заводе проводят Пушкинский праздник и Натальин день, конференции, конкурсы.
25 мая 2024 года открылся для широкого посещения ещё один отдел музея-заповедника «Полотняный Завод» – музейно-выставочный центр «Дом Щепочкина». Масштабные работы по восстановлению Дома Щепочкина проходили в 2018-2023 годах. Последний этап выполнялся в рамках подготовки к 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Сейчас этот Дом вернулся к нам во всей своей красе, принимая и восхищая многочисленных посетителей Полотняного Завода.
Подготовила Татьяна МАШНЕНКОВА.

Related posts

Leave a comment