Навсегда осталось в памяти

(19.04.2024) Рубрика: Даты

11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

Бывшая малолетняя узница Анна Григорьевна ЯШКОВА проживала в посёлке Товарково. Её история, опубликованная в сборнике, изданном по инициативе районного Совета ветеранов к 75-летию Великой Победы, оставляет тяжёлое и неизгладимое впечатление. Но об этом надо знать и помнить…
А.Г.Яшковой было 14 лет, когда в украинское село Запорожское Днепропетровс­кой области в начале марта 1942 года зашли немцы. Всё случилось моментально. Большую часть жителей погрузили в поезд, в товарные вагоны, и куда-то повезли. Только будучи в дороге, которая вела к смерти, девочка пришла в себя и поняла, что покидает родную землю, а впереди – неизвестность.
Все знали по слухам о фашистских «фабриках смерти», но не представляли в полной мере всего того ужаса, который их ожидал. Привезли пленников в Германию. Высадили на станции в городе Магдебург. Так они оказались в рабстве на немецкой земле.
Работали на военном заводе. Труд для детей был непосильным. Многое из их работы немцы забраковывали и за это отправляли в концлагерь. Анна тоже попала в такую группу. Полиция с собаками собрала на станции детей для отправки.
Будущее в туманной дымке, долгая ужасная дорога – вот, что их ожидало. В дороге по вагону пошли слухи, что везут в концлагерь, но точно никто ничего не знал.
А впереди была Польша и «фабрика смерти» недалеко от города Краков – «Аушвиц», один из крупных лагерей Освенцима. Он имел свыше 620 жилых бараков и служебных помещений. В лагере содержались граждане разных стран: англичане, австрийцы, югославы, русские, бельгийцы, французы, немцы, поляки, венгры, евреи и другие.
На территорию «Аушвица» ввели строем. Первое, что бросилось в глаза – трубы, из которых валил чёрный дым. Ужасный запах был на всей территории и за её пределами. На улице лежали большие горы трупов.
Привезённых детей обрили наголо, на ноги одели колодки. На левую руку, чуть выше запястья, всем выбили номер. После этой процедуры рука болела ещё три дня. Лагерный номер Анны Григорьевны – 75307.
Бараки, без потолка крыша над головой, трёхэтажные цементированные нары, на них – матрасы, набитые соломой и опилками. В таких условиях существовали дети-узники «Аушвица». Литр так называемой баланды и триста граммов хлеба – пищевая норма ребёнка.
Работа была очень тяжёлой. Но то, что больше всего запало в детскую память – горы трупов. Дети носили их до крематориев. В лагере все сильно боялись заболеть, потому что тогда люди были обречены: их сжигали в адских печах. Если кто-нибудь ослабевал, то его забирали в Ривер – так называемую больницу. А оттуда уже не возвращались…
Часто случались дни, когда просыпались утром, а ребёнок с соседних нар уже мёртв. Нельзя забыть про зверства, которые учиняли фашисты над детьми. Например, чрезмерными дозами брали кровь.
Анна тоже чуть не попала в Ривер. Тяжело заболела, и во время построения немец отобрал и её для уничтожения. Но помог Бог. Уже ходили слухи, что русские недалеко, и вот во время того отбора советс­кие самолёты появились в небе.
Всполошившиеся немцы быстро погрузили детей, больных и здоровых, в эшелон. Опять они везли их в германский город Магдебург. Опять работа на оборонном предприятии. А вскоре какой-то немец сказал, что узники концлагерей подлежат немедленному истреблению.
На заводе среди фашистов началась какая-то суета: русские совсем близко. И рабочие завода устроили побег. Несколько дней скрывались в лесу, пока не пришли в город наши войска.
Анна Григорьевна Яшкова всегда говорила, что невозможно передать словами и на бумаге все те переживания, волнения, слёзы, которые она испытывала, рассказывая свою историю. Многое, что случилось в жизни, уже забылось, но те ужасные годы, проведённые в немецком заточении, навсегда остались незаживающим рубцом в её памяти.
Подготовила к печати Татьяна МАШНЕНКОВА.
Материалы взяты из книги «Детство, опалённое войной» (Кондрово, 2020 год).

Related posts

Leave a comment