Такие особенные, любимые дети

(10.11.2023) Рубрика: Образование

31 октября в Кондровской средней школе №4 прошёл мастер-класс «Приёмы, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». На базе коррекционного отделения специалисты обсудили достижения, проблемы и перспективы своей деятельности.
Участниками семинара стали министр труда и социальной защиты Калужской области П.В.Коновалов, главный специалист этого министерства Е.А.Саенкова, методист Калужского государственного института развития образования Е.А.Иконникова, заместитель главы районной администрации М.В.Канищева, заведующий отделом образования В.Б.Бирюкова, педагоги детских садов и школ Дзержинского района, центра детского творчества «Ровесник», Полотняно-Заводского детского дома социального обслуживания.
В Конституции Рос­сийс­кой Федерации сказано, что дети с особенностями в развитии имеют абсолютно равные со всеми права на образование. Для организации работы с такими ребятами, включения их в школьную среду нужен продуманный подход и выстроенная система взаимодействия всех специалистов.
С этой целью в 2019 году принято решение открыть на базе Кондровс­кой средней школы №4 и Полотняно-Заводской средней школы №1 классы коррекции. Приветствуя коллег, собравшихся на мастер-классе, директор Кондровской четвёртой школы Светлана Андреевна Усатова рассказала, как начиналось и развивалось это направление.
На первом этаже образовательного учреждения специально для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подготовили одно крыло здания с отдельным входом и пандусом. Оборудовали туалеты с поручнями, отремонтировали учебные кабинеты, игровое пространство. Педагоги прошли курсы повышения квалификации по работе с такой категорией детей. Все вооружились необходимыми знаниями и получили методический опыт.
Учителя, логопеды, психологи, дефектологи регулярно расширяют свои навыки. Это актуально. Как было отмечено на семинаре, число детей с ОВЗ, с нарушениями интеллекта в школах растёт. С ними обязательно нужно заниматься. Это даёт результат.
В КСШ №4 организовано четыре коррекционных класса, в каждом из которых – не более пяти человек. Основная часть ребят – воспитанники Полотняно-Заводского детского дома социального обслуживания. Каждый день они приезжают на уроки.
Большую работу ведут учителя-дефектологи Алла Игоревна Шилкина и София Игоревна Шидловс­кая. В коррекционном отделении учатся дети с тяжёлой умственной отсталостью, с множественными сопутствующими нарушениями здоровья. Формы, приёмы и методы педагогического взаимодействия с ними уникальны и разнообразны. Важна ситуация успеха, побуждение к активной деятельности, создание для этого условий. От специалистов требуется повышенное внимание, ответственность, терпение, смекалка.
С сообщением о приё­мах и путях повышения эффективности образовательных и коррекционных занятий выступила А.И.Шилкина.
Алла Игоревна предложила вниманию коллег ряд упражнений, которые использует в повседневной практике. Рассказала, как приучает своих подопечных к стабильному расписанию и ходу уроков, как они вместе делают динамические паузы, пальчиковые гимнастики, репетируют сказочные постановки, рисуют, ухаживают за растениями, изучают окружающий мир, развивают речь, творчески развиваются.
В отделении собрано большое количество наглядных материалов и оборудования. Многие пособия и игры – авторс­кие, придуманные самими педагогами и созданные их руками.
Интересна и полезна программа, в рамках которой дети с ОВЗ совместно проводят время, участвуют в праздниках, играют вместе с волонтёрами – ребятами из обычных классов. Этому предшествует серьёзная предварительная работа.
Приглашают присоединиться только желающих, тех, кто психологически готов к такой деятельности. С волонтёрами и их родителями беседуют, нацеливают на доброе, понимающее отношение к особенным сверстникам.
В ходе совместного досуга школьники учатся толерантности, сочувствию. А дети с ограниченными возможностями здоровья развивают навыки коммуникации, узнают новых людей, расширяют круг общения.
В детском доме с воспитанниками занимаются многочисленные профильные специалисты. Но в коррекционных классах есть и учащиеся, которые живут в семьях, в школу их привозят родители. С ними отдельную работу ведут психолог Маргарита Олеговна Аверина и учитель-логопед Александра Сергеевна Сергеева.
Эти педагоги также поделились с собравшимися своим опытом. Маленькими шагами, используя индивидуальный подход, вникая в личную ситуацию каждой семьи, они стараются добиться доверительного контакта и с родителями, и с ребёнком.
– Я горжусь, что каждый день встречаюсь с этими детьми. У них, на самом деле, есть чему поучиться. Настолько они добрые, открытые. Нужно просто больше уделять им внимания и любить, – отметила А.С.Сергеева.
На заключительном круглом столе участники мастер-класса поделились информацией о том, с чем им лично приходится сталкиваться в процессе обучения детей с ОВЗ.
Методист Калужского государственного института развития образования Е.А.Иконникова подняла вопрос о назревшей необходимости более углубленной подготовки и методическом сопровождении специалистов, которые преподают в инклюзивных классах. В тех, где вместе учатся дети с особенностями развития и разными возможностями.
В ходе встречи министр труда и социальной защиты Калужской области П.В.Коновалов выразил благодарность директору школы С.А.Усатовой и коллективу за подготовку и проведение важного и полезного мероприятия, за неравнодушное отношение к детям. Министерство региона продолжит поддерживать эту деятельность, содействовать в улучшении материального обеспечения образовательного процесса.
Татьяна МАШНЕНКОВА.

Related posts

Leave a comment