Изменения законодательства

За склонение к потреблению наркотиков с использованием Интернета введена уголовная ответственность

Соответствующие поправки внесены в ст. 230 Уголовного кодекса (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 25-ФЗ). Так, ч. 2 ст. 230 УК РФ дополнена новым пунктом “д”, которым установлена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть “Интернет”). Наказание за данное деяние предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

         Кроме того, ст. 230 УК РФ дополнена ч. 4, которая вводит новый квалифицирующий признак за склонение к потреблению наркотических и психотропных веществ. Так, за деяния, предусмотренные ч. 1ч. 2п. “а” ч. 3 ст. 230 УК РФ, если они повлекли по неосторожности смерть двух или более потерпевших предусмотрено лишение свободы на срок от 12 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

         Корреспондирующие поправки о подследственности новых видов преступлений внесены в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса.

         В ГПК РФ закрепят порядок индексации присужденных сумм с использованием

         Соответствующий законопроект Минюста России направлен на реализацию постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июля 2018 г. № 35-П и от 12 января 2021 г. № 1-П.

         Напомним, КС РФ признал ст. 208 Гражданского процессуального кодекса не соответствующей Конституции Российской Федерации ввиду отсутствия правового механизма определения критериев, в соответствии с которыми должна осуществляться предусмотренная индексация. Законодателю предписано внести в правовое регулирование изменения, позволяющие судам индексировать денежные суммы на основании заявлений взыскателей или должников и восстанавливать их право на своевременное исполнение решения суда, а до того в качестве критерия индексации предложено использовать утверждаемый Росстатом индекс потребительских цен (подробнее о существе постановлений КС РФ мы писали ранее).

         В этой связи разработанным законопроектом планируется1 внести поправки в ст. 208 ГПК РФ, согласно которым устанавливается порядок индексации, в случае если он не предусмотрен федеральным законом или договором, который предполагает использование официальной статистической информации об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, размещаемая на официальном интернет-сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

         Как следует из пояснительной записки к законопроекту, внесение аналогичных изменений в законодательство об арбитражном процессе не предусматривается, так как дела, подведомственные арбитражным судам, отличаются от дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции характером спорных отношений и субъектным составом участников. “Поскольку предпринимательская деятельность осуществляется ее участниками на основе принципа свободы договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), они должны принимать направленные на снижение соответствующих рисков меры, к числу которых относится и возможность согласования при заключении договора наряду с иными способами защиты условия об индексации взыскиваемых по решению суда денежных сумм”, – отметили авторы законопроекта.

         Антикоррупционная экспертиза законопроекта завершится 3 марта.

С 1 марта адвокатов, лишенных статуса по “неблаговидным” причинам, не будут допускать к представительству в судах

         1 марта 2021 года в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации“появится положение, устанавливающее запрет для лиц, статус адвоката которых прекращен по “неблаговидным” причинам, быть представителем в суде, за исключением случаев участия в процессе в качестве законного представителя (Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации“).

Это касается ситуаций, когда статус адвоката был прекращен в связи с:

  • вступлением в законную силу приговора суда о признании его виновным в совершении умышленного преступления;
  • неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих профессиональных обязанностей перед доверителем;
  • нарушением норм кодекса профессиональной этики адвоката;
  • незаконным использованием и (или) разглашением информации, связанной с оказанием квалифицированной юрпомощи доверителю, либо систематическим несоблюдением требований к адвокатскому запросу.

         Также с указанной даты в Законе об адвокатской деятельности будет уточнено, что порядок оказания юрпомощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, который утверждает Совет Федеральной палаты адвокатов, должен обеспечивать доступ адвокатов к участию в оказании такой помощи независимо от избранной ими формы адвокатского образования и принадлежности к конкретному адвокатскому образованию и предусматривать использование автоматизированной информационной системы, исключающей влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами.

Введена административная ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению безопасной работы Интернета

         В КоАП внесены дополнения, устанавливающие административную ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования Интернета на территории РФ (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 19-ФЗ). Напомним, соответствующие обязанности возложены на операторов связи, собственников или иных владельцев технологической сети Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 90-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О связи” и Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации“.

В частности, новыми статьями 13.42 – 13.46 КоАП РФ установлена ответственность за:

  • нарушение требований закона к установке техсредств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования в РФ Интернета или сети связи общего пользования либо техсредств контроля за соблюдением операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи требований законодательства, предусматривающих ограничение доступа к информации;
  • нарушение требований закона к обеспечению функционирования точек обмена трафиком либо требований к обеспечению устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие с иными средствами связи;
  • неисполнение обязанности по использованию в целях выявления в Интернете сетевых адресов, соответствующих доменным именам технических и программных средств, а также национальной системы доменных имен;
  • нарушение требований законодательства о централизованном управлении сетью связи общего пользования;
  • неисполнение обязанности по реализации требований к сетям и средствам связи, используемым для проведения мероприятий органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ.

Наказания за указанные правонарушения в основном предусматриваются в виде штрафа, в отдельных случаях в виде альтернативы установлено административное приостановление деятельности для ИП и юрлиц. Штрафы варьируются в зависимости от вида правонарушения для граждан в пределах от 1 тыс. до 10 тыс. руб., ИП – от 5 тыс. до 300 тыс. руб., должностных лиц – от 2 тыс. до 50 тыс. руб., юрлиц – от 30 тыс. до 700 тыс. руб. За повторное совершение указанных правонарушений штрафы подлежат назначению в больших размерах.

Статья 19.7.10 КоАП РФ дополнена новыми частями об ответственности за непредставление оператором связи, собственником или иным владельцем технологической сети связи, имеющими уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в Интернете, собственником или иным владельцем линий связи, пересекающих Государственную границу РФ, иным лицом, если такое лицо имеет уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных техсредств, в Роскомнадзор информации, представление которой предусмотрено законом.    Такое нарушение повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц, как и за его повторное совершение.

         Кроме того, неисполнение владельцем информационного ресурса, причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, в том числе и граждан РФ, предупреждения о прекращении таких противоправных действий также подлежит расцениванию в качестве нарушения норм КоАП РФ, за которое, как и за его повторное совершение, предусмотрены немалые штрафы.

         Помимо этого, поправками в КоАП РФ предусматривается увеличение до одного года срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ в области персональных данных, усиливается административная ответственность за их совершение, а за их повторное совершение введена повышенная административная ответственность.

         Например, установлен штраф для граждан от 2 тыс. до 6 тыс руб., должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для организаций – от 60 тыс. до 100 тыс. руб. за проведение обработки персональных данных в случаях, не предусмотренных законом о персональных данных, либо если такая обработка несовместима с целями сбора персональных данных при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния. Напомним, в прежней редакции ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ штрафы за указанное нарушение для всех субъектов административного правонарушения составляли в два раза меньше вновь установленных.

         Федеральный закон вступит в силу через 30 дней после дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

За неповиновение представителю силовых ведомств повышены административные штрафы и введены обязательные работы

         Соответствующие поправки внесены в ст. 19.3 КоАП Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. № 24-ФЗ. В частности, за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, росгвардии, военнослужащего, сотрудника ФСБ, органов госохраны, органов по контролю в сфере миграции, либо органов уголовно-исполнительной системы, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей (ч. 1– ч. 5 ст. 19.3 КоАП РФ) на граждан теперь могут наложить административный штраф от 2 тыс. до 4 тыс. руб., либо административный арест до 15 суток, или применить обязательные работы на срок от 40 до 120 часов. Напомним, ранее для граждан штраф за данные правонарушения составлял от 500 руб. до 1 тыс. руб., и обязательные работы не предусматривались.

         Повторное совершение указанных правонарушений организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия повлечет повышенную ответственность.

         Кроме того, ст. 20.2 КоАП РФ дополнена нормами, устанавливающими административную ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка сбора, возврата, перечисления в доход федерального бюджета или расходования средств на организацию публичного мероприятия, непредставление или несвоевременное представление отчета о расходовании средств. Административный штраф за указанные правонарушения составит для граждан от 10 тыс. до 20 тыс. руб., должностных лиц – в пределах от 20 тыс. до 40 тыс. руб., юрлиц – от 70 тыс. до 200 тыс. руб.

         Помимо этого, за перечисление средств лицом, которое не вправе перечислять (передавать) денежные средства и (или) иное имущество в целях организации и проведения публичного мероприятия, штраф за данное правонарушение составит для граждан от 10 тыс. до 15 тыс. руб., должностных лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб., юрлиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Работнику, который находится в отпуске по уходу за ребенком, нельзя отказывать в работе на условиях неполного рабочего времени

         По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Такой отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

         По заявлению гражданина во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком он может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

         Таким образом, при наличии заявления работодатель не вправе отказать в предоставлении работы на условиях неполного рабочего времени в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (Письмо Минтруда России от 14 декабря 2020 г. № 14-2/ООГ-18043).

Для подачи кассационной жалобы по уголовному делу установлен срок 6 месяцев

         Президент РФ подписал закон об ограничении срока подачи кассационной жалобы по уголовным делам (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 15-ФЗ). Напомним, ранее срок для подачи кассационной жалобы не устанавливался. Изначально в законопроекте Верховного Суда Российской Федерации предполагалось установить двухмесячный срок на подачу кассационный жалобы. Однако в процессе его рассмотрения в Госдуме парламентарии пришли к выводу, что указанный срок должен составить шесть месяцев со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения, а для осужденного, содержащегося под стражей, – со дня вручения ему копии такого судебного решения после его вступления в законную силу.

         Законом также предусмотрен порядок восстановления пропущенного срока кассационного обжалования. Так, в ст. 401.3 Уголовно-процессуального кодекса внесены изменения, которые предусматривают, что пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судьей суда первой инстанции по ходатайству лица, подавшего кассационную жалобу, представление. В случаях пропуска этого срока по другим причинам либо отказа в его восстановлении кассационные жалобу, представление можно подать в порядке ст. 401.10–ст. 401.12 УПК РФ.

         Закон вступает в силу с сегодняшнего дня. Лица, не обжаловавшие приговоры и иные судебные решения, вступившие в законную силу с 1 октября 2019 года до сегодняшнего дня, вправе обжаловать их в шестимесячный срок со дня вступления данного закона в силу.

В законодательство внесены изменения в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде

         Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде».

         Федеральный закон принят Государственной Думой 10 февраля 2021 года и одобрен Советом Федерации 17 февраля 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом предусматривается возможность обращения граждан в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о включении в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности за периоды работы и (или) профессиональной служебной деятельности до 1 января 2020 года, записи о которых содержатся в трудовой книжке.

Внесено изменение в статью 24.5 КоАП

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 10 февраля 2021 года и одобрен Советом Федерации 17 февраля 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом часть 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется пунктом 51, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении, выразившемся в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае, если к таким обязательным требованиям применяется правовой механизм «регуляторной гильотины», то есть несоблюдение таких обязательных требований в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Подписан закон, направленный на урегулирование правового статуса лица без гражданства, пребывающего на территории России длительный период времени без удостоверяющих личность документов

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства».

Федеральный закон принят Государственной Думой 9 февраля 2021 года и одобрен Советом Федерации 17 февраля 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на урегулирование правового статуса лица без гражданства, пребывающего на территории Российской Федерации длительный период времени без каких-либо документов, удостоверяющих его личность.

Федеральным законом предусматривается выдача при соблюдении определённых условий лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания на территории Российской Федерации временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Одновременно Федеральным законом определяется порядок выдачи временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и уточняется полномочие федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по выдаче указанного удостоверения личности.

Подписан закон, направленный на приведение отдельных законодательных актов в соответствие с Бюджетным кодексом

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей».

Федеральный закон принят Государственной Думой 10 февраля 2021 года и одобрен Советом Федерации 17 февраля 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на приведение отдельных законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года №479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей».

Подписан закон, направленный на совершенствование правовой основы противодействия коррупции

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 16 февраля 2021 года и одобрен Советом Федерации 17 февраля 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на совершенствование правовой основы противодействия коррупции.

В связи с этим расширен предусмотренный пунктом 1 примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые признаются должностными лицами для целей главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Кодекса.

В этот перечень включены лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50 процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в публично-правовых компаниях и государственных внебюджетных фондах.

В пункт 1 примечаний к статье 201 Кодекса вносится корреспондирующее изменение, определяющее, какие лица признаются выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

И.БАСУЛИНА, старший помощник прокурора области.                            

Related posts

Leave a comment