«Умный учёт» скажет «нет» воровству электроэнергии

(09.01.2020) Рубрика: Актуально

С августа 2018 года филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья» – «Калугаэнерго» реализует масштабный проект, направленный на создание автоматизированной системы учёта электроэнергии.
В его рамках ведётся установка интеллектуальных приборов учёта с дистанционным автоматизированным сбором данных. Надо сказать, что это одно из ключевых направлений цифровой трансформации электросетевого комплекса России, которая осуществляется в рамках реализации Правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Подавляющее большинство жителей региона позитивно относятся к происходящим изменениям, для многих «цифровизация = цивилизация». Но при этом есть и такие, кто настороженно относится к цифровым инновациям.
Напомним, что в 2018 году филиалом «Калуга­энерго» были заключены энергосервисные договоры, в рамках которых в регионе до конца 2019 года будет установлено 150 тысяч интеллектуальных приборов учёта с дистанционным автоматизированным сбором данных. Проект по установке «умных счётчиков» направлен на кардинальное решение проблемы незаконного потребления электроэнергии. И первые результаты реализации проекта подтверждают это.
Так, по Барятинскому РЭС, где строительно-монтажные работы в рамках энергосервисных контрактов полностью завершены, установлено 879 приборов коммерческого учёта. Все они допущены в качестве расчётных. Снижение потерь только за январь 2019 года составило 138 тыс. кВт/ч (это около 332 тыс. рублей). А годовая ремонтная программа Барятинского РЭС – около 550 тыс. рублей. То есть умный учёт позволил сэкономить только за один месяц сумму, которая составляет больше половины годовой ремонтной программы РЭС!
Всего с августа по декабрь 2018 года в регионе в рамках энергосервисных договоров установлено более 50 тысяч приборов учёта. Часть из них уже подключена к системе и используется потребителями в качестве расчётных. В этом году будет установлено ещё более 100 тысяч приборов учёта. Ожидается, что в результате реализации всего проекта снижение потерь только за один год составит около 230 млн. кВт/ч (это около 672 млн. рублей).
Электросетевая компания не раз подчеркивала, что суммы издержек, которые раньше она несла в связи с возмещением затрат за незаконно потреблённую электроэнергию, будут дополнительно направляться на реализацию производственных программ, что повысит надёжность электросетевого комплекса региона и расширит возможности по подключению новых потребителей без дополнительных затрат на строительство новых энергомощностей.
То есть выиграют все: и регион, и электросетевая компания, и каждый потребитель электроэнергии. Так почему же некоторые граждане препятствуют нововведениям, подкреплённым законодательно на федеральном уровне?
Например, присоединения к линиям электропередачи жилых домов несколько улиц г.Людиново уже оборудовано «умным» учётом. При этом новые счётчики поставили, прежде всего, там, где наиболее высокие показатели потерь электроэнергии. Большинство жителей Людинова после установки новых счётчиков приняли их к расчётам. Но некоторые граждане отказывались это делать и по-прежнему оплачивали электроэнергию по показаниям установленных ранее приборов учёта, а то и вообще без учёта показаний электросчётчиков – по нормативу. С ними была проведена дополнительная разъяснительная работа, в том числе, с привлечением местной администрации и уличных комитетов. Это дало положительные результаты, но всё же единичные случаи отказа принять на расчёт интеллектуальные счётчики остались.
Сопоставив цифры, которые показывают новые приборы учёта (они фиксируют, сколько электроэнергии уходит в данное домовладение) с объёмом электроэнергии, который оплачивается потребителями по прежним счётчикам или по нормативам, в ряде случаев было зафиксировано 10-кратное занижение оплаты относительно фактического потребления.
Такое «расхождение» объясняет, почему жители именно этих домов больше всех препятствовали установке интеллектуальных приборов учёта ещё на стадии строительно-монтажных работ – они и сейчас продолжают яростное сопротивление, вовлекая в свой беспочвенный протест общественность и придумывая всё новые и новые доводы против «умного учёта».
При этом они сопротивляются не только допуску в качестве расчётных новых счётчиков, но и попыткам проверить показания установленных у них в доме приборов учёта. Они попросту не пускают энергетиков в дом. Тут логика простая: если скрывать нечего, почему бы не показать свой счётчик, дать его обследовать, а также позволить проверить проводку? Или всё же скрывать есть что? Например, несоответствие оплаты реальным показаниям, вмешательство в работу прибора учёта или скрытую проводку, которая позволяет потреблять электроэнергию минуя счётчик?
Поэтому бывают случаи, когда энергетики вынуждены привлекать полицию для проверки приборов учёта в этих домах. Тогда-то тайное становится явным, и все «железные» аргументы, которые приводятся против установки интеллектуальных приборов учёта, лопаются, как мыльный пузырь.
Например, якобы установка новых счётчиков на опорах противоречит требованиям пункту 1.5.27. ПУЭ, которым определено, что прибор учёта должен быть установлен в помещении, температура воздуха в котором не должна быть ниже 0 градусов. Подчеркнём, что данное требование касалось индукционных электросчётчиков, сильно устарело и не учитывает новейшие разработки в области энергоучёта. Новые счётчики – современные, сертифицированные, специально разработанные для установки на опорах ЛЭП, и могут эксплуатироваться вне помещений при температуре от –40 до +70 градусов.
Ещё одно опасение некоторых жителей, что счётчики установлены на опорах якобы для того, чтобы что-то скрыть от потребителей, тоже абсолютно беспочвенно. При сдаче прибора учёта на расчёт потребителю выдаётся дисплей, на котором отображается вся информация, то есть в режиме онлайн потребитель видит все параметры потребления. А на опоре ЛЭП счётчик монтируется для того, чтобы минимизировать риск несанкционированного воздействия на прибор и гарантировать его сохранность.
Незаконное потребление электроэнергии – это не просто социальная проблема, её масштабы несут серьёзную угрозу функционированию всего электросетевого комплекса страны. Поэтому аналогичные проекты сейчас реализуются по всей России, а не только в Калужской области. Контролирующим акционером ПАО «Россети» является государство, поэтому реализация проекта по установке интеллектуальных приборов учёта – это решение задач, поставленных руководством страны по цифровизации экономики. В электросетевой компании ещё раз подчёркивают: цель проекта – обеспечить максимальную достоверность учёта объёмов энергопотребления, в режиме реального времени видеть каждую точку поставки, куда уходит каждый киловатт.
Филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья» – «Калугаэнерго».Понятно, что как любое новое дело, установка «умного учёта» может вызывать вопросы. Для их оперативного решения в Калугаэнерго созданы штабы, выделены телефонные линии, по которым можно задать вопрос, касающийся функционирования «умных» счетчиков. Телефон: +7 (910) 510-10-63.
Также в целях информирования населения по вопросам электроснабжения в ПАО «МРСК Центра и Приволжья» функционирует круглосуточный Контакт-центр. Для получения консультаций и ответов на все возникающие вопросы потребителям следует обращаться по номеру 8-800-100-33-00 (звонок бесплатный).

Related posts

Leave a comment