«Мы даже не знали, сколько дней просидели в подвале»

(18.04.2019) Рубрика: Даты

11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
Мы продолжаем рассказывать о наших земляках – бывших малолетних узниках. Давно и кропотливо собирает информацию по этой теме заведующая Якшуновской сельской библиотекой, председатель местного первичного отделения районного Совета ветеранов И.А.ФОМИНА. Своими воспоминаниями поделилась жительница сельского поселения «Село Совхоз Чкаловский».

Уроженка города Людиново Нина Яковлевна МУСИНА родилась 18 декабря 1930 года.
– Когда началась война, отца призвали в армию. Потом в город пришли немцы. Мама, я и старшая сестра вместе с другими были насильственно угнаны в Германию, – делится тяжёлыми воспоминаниями Нина Яковлевна. – Мы находились в концлагере под Берлином. Название города не помню. Потом нас распределили и отправили работать на хозяев. Не забуду, как всех поместили в какой-то подвал и долго там держали.
Маленькая Нина подружилась с мальчиком Борей Богомоловым, который был младше её на год, и его сестрой. В подвале было очень тесно, холодно и сыро. Прилечь невозможно. Дети сидели, прижавшись друг к другу. Однажды ребята обнаружили трубу диаметром около метра. Поскольку были очень малы и худы, смогли пролезть в неё. Ползли довольно долго, даже испугались немного, так как назад повернуть не могли, а впереди ждала неизвестность. Вскоре труба вывела их на улицу. Ребята вдруг увидели, что немцы идут с поднятыми руками.
– Фашиста вёл солдат с красной звёздочкой на пилотке, – рассказывает Н.Я.Мусина. – Это же наши! Сидя в подвале, мы не слышали, как шёл бой. Солдаты стали спрашивать нас по-немецки. А мы объяснили, что русские и нас много в подвалах. Тогда бойцы кинулись искать вход и обнаружили, что он заминирован. Они велели нам лезть назад через трубу и сказать всем, чтобы отодвинулись от дверей как можно дальше. Солдаты стали разминировать вход, опасаясь, что произойдёт взрыв. Но всё обошлось: двери открыли, всех выпустили. Мы очень радовались!
Потом нас отправили домой. В пути маме несколько раз становилось плохо, видимо, от истощения и болезни. Её высадили по дороге и положили в госпиталь. Нас же привезли в Людиново и встретили в горсовете. Меня, как несовершеннолетнюю, хотели отправить в детский дом, но я сказала, что меня заберёт крёстная. А через два месяца вернулась мама.
…После войны горожане стали восстанавливать разрушенные дома, сажали огороды, работали на заводе. Потом Нина Яковлевна вышла замуж и уехала в деревню Якшуново. У неё трое детей: два сына и дочь. До самой пенсии она трудилась санитаркой в областной больнице.
Татьяна МАШНЕНКОВА.

Related posts

Leave a comment