«Мне было только две недели от роду…»
(18.04.2025) Рубрика:Дети и война… Что может быть страшнее и циничнее? О тех, кто пережил Великую Отечественную войну, будучи ребёнком, сегодня написано немного книг. Кондровчанка Пелагея Ильинична ТОПЧИЕВА – бывший малолетний узник.
В фашистском концлагере на территории Белоруссии находилась вместе с родными сёстрами и мамой. Такая же горькая участь выпала на долю её односельчан, множества других семей из разных мест Калужской (а в то время – Смоленской) области.
О том, что довелось пережить, Пелагея Ильинична знает по рассказам близких: в то время она была крошечным младенцем.
– Перед войной деревня наша была большая и густонаселённая. У нас была многодетная семья. Мама родила десятерых. В живых осталось только четверо детей. Остальные умерли во младенческом возрасте, – начинает вспоминать П.И.Топчиева.
О начале Великой Отечественной войны, о том, какие события последовали дальше, старшие сёстры помнили, но не любили говорить. Пелагее Ильиничне известны лишь обрывочные сведения. Но и от них сейчас становится не по себе.
– Во время оккупации местную молодёжь и подростков немцы начали угонять на работу в Германию. Моей старшей сестре Татьяне мама мазала лицо сажей, чтобы сделать её непривлекательной и неказистой. И это помогло. А некоторых наших родственников угнали. Потом мы узнали, что они оказались в неволе в Румынии и Польше, – говорит Пелагея Ильинична. – Я появилась на свет 3 августа 1943 года. После моего рождения прошло две недели. В это время немцы приказали жителям деревни срочно собраться. Зачем, не сказали. Потом станет известно, что предстоял путь в концлагерь. Мама держала меня на руках и ехала в бричке, в которую вместо лошади была впряжена наша корова (потом её немцы отобрали). Рядом с нами шли пешком мои сёстры: двенадцатилетняя Татьяна и шестилетняя Ксения. Мой четырёхлетний брат Николай по дороге умер.
…Как этой семье удалось выжить в концлагере, сейчас трудно представить. В 1944 году семья вернулась на родину, в Хвастовичский район. О их родной деревне Слобода почти ничего не напоминало. При отступлении немцы применили свою знаменитую тактику «выжженной земли». Поэтому вместо изб везде торчали печные трубы. Уцелел только дом полицая, в котором располагался немецкий штаб.
– Первую зиму наша семья провела в уцелевшем погребе. Как потеплело, мать с моими сёстрами начали носить глину, месить её, собирать камни и кирпичи. Наш дедушка помог сложить небольшую печку. Построили маленькую избушку и вторую зиму уже жили в ней. Позже другую печку сложили, побольше, – рассказывает П.И.Топчиева. – В 1946 году вернулся отец. После Победы его не отпустили из армии домой. Он вместе с сослуживцами работал в Ростове, ремонтировал здесь здание вокзала.
В первый класс я пошла в своей деревне. Окончила семь классов. Наша учительница немецкого языка пригласила меня в няньки. Какое-то время я присматривала за её ребёнком. Потом она пристроила меня в ФЗО. Отучилась там шесть месяцев, получила специальность штукатура. Направили в Калугу. Шесть лет отработала на стройке.
Сестра моя Ксения жила в Наро-Фоминске, работала на швейной фабрике, вышла замуж и вместе с супругом уехала в Ставропольский край. Я поехала к ней в гости. Здесь познакомилась с парнем. Мы поженились, прожили там шесть лет. Потом сестра моя со своим мужем вернулись назад, в Наро-Фоминск. И мы – с ними вместе. Муж мой от своих знакомых узнал: в ПМК-6 набирают специалистов, от предприятия предоставляют жильё. И в 1978 году приехали мы в Кондрово и остались здесь, – продолжает рассказ П.И.Топчиева.
Николай Гаврилович работал трактористом в ПМК-6, а Пелагея Ильинична – обходчиком в горгазе. Супруги Топчиевы вырастили дочь и сына. Андрею довелось служить в Афганистане. Парень вернулся оттуда больной и вскоре умер.
Дочь Елена сделала родителей дедушкой и бабушкой, подарив двух внуков – Женю и Андрея.
К сожалению, радость и беда всегда идут рядом. В 2013 году не стало Николая Гавриловича… Но жизнь продолжается.
Семья нашей героини ширится и растёт. У Пелагеи Ильиничны трое правнуков: Вероника, Кира и Ярослав. В момент нашей встречи самый младший представитель третьего поколения как раз гостил у прабабушки.
Сидеть сложа руки Пелагея Ильинична не привыкла. В любое время года день за днём проходит в делах и хлопотах. Сейчас начала подготовку к предстоящему огородному сезону. Благо, что участок рядом с домом.
Уважаемая Пелагея Ильинична! Дай вам Бог здоровья и долгих лет спокойной и счастливой жизни. Пусть рядом будут ваши близкие. Пусть радуют вас успехами внуки и правнуки.
Светлана ЛУКЬЯНОВА.
НАША СПРАВКА
До сих пор мало известно и не афишируется, что более 5 миллионов детей были узниками концлагерей и других мест принудительного содержания, разбросанных по территории оккупированной Европы.
По данным Международного союза бывших малолетних узников фашизма, из каждых десяти детей в живых остался один.
Leave a comment