Упорно стремился к мечте

(20.12.2024) Рубрика: Помним

7 декабря исполнился год, как ушёл из жизни наш выдающийся земляк, житель посёлка Полотняный Завод, Заслуженный лётчик-испытатель России, член отряда космонавтов, полковник Александр Сергеевич ПУЧКОВ. Накануне этой скорбной даты в Центральной районной библиотеке прошёл вечер его памяти.
Жена, дети, внуки, друзья, сослуживцы, многочисленные читатели библиотеки собрались, чтобы услышать и поделиться личными историями и воспоминаниями о профессионале своего дела, настоящем патриоте страны и малой родины, любящем и заботливом муже, отце, друге.
«Космическое наследие из провинции»
Так назвала свой подробный и вдумчивый рассказ о жизненном пути А.С.Пучкова заведующая отделом обслуживания районной библиотеки и ведущая вечера Е.В.Колодина.
– Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: как простой мальчишка из маленького рабочего посёлка смог дотянуться до самых звёзд, – обратилась к слушателям Евгения Владимировна.
Александр Сергеевич Пучков родился 15 октября 1948 года в Медыни.
В 1953 году родители переехали в посёлок Полотняный Завод. Учился юный Саша в первой школе. После 10 класса поступил в Каченское высшее военное авиационное училище лётчиков.
В 1970 году окончил учебное заведение с дипломом «лётчик-инженер». И сразу же молодого талантливого пилота оставили в этой лётной школе инструктором – передавать навыки новым курсантам. В 1974 году он уже – командир звена.
А судьба звала дальше, выше… В 1977 году Александр Пучков с отличием окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. Впереди ждала серьёзная, прекрасная и очень опасная работа – испытывать самые современные самолёты, буквально «учить их летать».
В январе 1981 года подполковник Пучков назначен старшим летчиком-испытателем, затем – заместителем командира, а с января 1985 – коман­диром авиационной эскадрильи.
За время службы он провёл более 300 лётных испытаний. В том числе – 11 государственных лётных испытаний новых самолётов в качестве ведущего лётчика-испытателя. Внёс большой вклад в развитие отечественной авиации.
Летая практически на всех самолетах истребительной, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации, участвовал в выполнении многих уникальных лётных экспериментов. Освоил 82 типа и модификации летательных аппаратов.
Хватало в его работе и нештатных, аварийных ситуаций, опасных случаев, когда приходилось проявлять мастерство и героизм, чтобы спасти жизни людей и дорогостоящую технику.
В 1976-1981 годах Александр Сергеевич учился на вечернем отделении Ахтубинского филиала Московского авиационного института и получил квалификацию инженера-механика.
С каждым шагом наш герой приближался к своей заветной мечте. Наконец, в 1989 году А.С.Пучков попал в число кандидатов, принятых в Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, под номером 1118. Пройдя чрезвычайно жёсткий отбор и огромный конкурс, зачислен в отряд космонавтов.
Выполнив полный курс обучения в Звёздном городке, космонавт-испытатель Пучков участвовал в подготовке к запуску корабля многоразового использования «Буран». Планировалось целых пять полётов Александра Сергеевича в космос.
К сожалению, вскоре начались другие времена. «Буран», совершив свой единственный полёт без пилота, в автоматическом режиме, больше не поднялся в небо ни разу. Программу закрыли… Для А.С.Пучкова и его коллег это стало очень болезненным событием.
Оптимизма, жизнелюбия, энергии и необычайной жажды действия Александр Сергеевич не терял никогда. После выхода на пенсию, живя в Полотняном Заводе, он много времени посвящал общественной работе, часто встречался с подрастающим поколением, беседовал с детьми и молодёжью.
Дружба длиною в жизнь
На вечер памяти Александра Сергеевича Пучкова приехали его однокашники и коллеги, надёжные товарищи в течение долгих лет.
Школьный друг из Полотняного Завода Александр Иванович Афонин отметил:
– В детстве Саша был таким же, как все мы, с нашими играми и шалостями. Но его отличала удивительная целеустремлённость. Уже в тот момент, когда мы познакомились, он мечтал именно о небе, о самолётах.
С юных лет понимал, что, кроме знаний, нужна ещё физическая подготовка, здоровье. Пучков, в отличие от нас, каким только спортом ни занимался! У него 28 спортивных разрядов. Саша от многого мог отказаться, чтобы не навредить достижению задуманного. Это меня всегда в нём восхищало.
Когда он вышел в отставку и приехал в Полотняный Завод, мы вновь начали тесно общаться. Подружились семьями, путешествовали. И опять он удивлял своей настойчивостью, кропотливостью. При этом, оставался очень живым и простым человеком, – подчеркнул А.И.Афонин.
Одним из курсантов, обу­чавшихся у инструктора А.С.Пучкова в военном училище, был Олег Григорьевич Харитонов, впоследствии – генерал-майор Главного разведывательного управления:
– С Александром Сергеевичем Пучковым познакомился в 1970 году. Я учился на третьем курсе, а Саша меня учил летать. Пилотировал он всегда очень хорошо, отличался высочайшей техникой. У нас сложились дружеские отношения, которые сохранились на всю жизнь. Позже я сам стал в Ахтубинске инструктором. В 1976 году назначен командиром звена. В 1979 году ушёл с лётной работы: перешёл в ГРУ, где служил 30 лет.
На одном курсе с А.С.Пучковым учились несколько человек, позже ставшие космонавтами: Виктор Афанасьев, Александр Волков, Владимир Титов, Анатолий Соловьев.
Герой Советского Союза В.М.Афанасьев специально приехал на встречу, чтобы почтить память своего друга и вновь поговорить о нём с его семьёй, знакомыми, земляками. Очень тепло и искренне Виктор Михайлович поделился эпизодами совместной учёбы, вспоминал о присяге, которую молодые офицеры давали в городе-герое Волгоград, на Мамаевом кургане, о многолетнем последующем общении.
«Мы боялись тишины»
Кто может рассказать о человеке лучше и больше, чем его самые близкие и родные люди? Главной опорой на протяжении всей жизни для Александра Сергеевича Пучкова была жена Любовь Алексеевна:
– С Сашей мы знакомы с трёх лет, с момента, когда его семья приехала в Полотняный Завод. Подружились родители, а мы, дети, вместе играли. Когда повзрослели, поняли, что чувства стали другими, – вспоминает Л.А.Пучкова. – В его характере меня всегда восхищала целеустремлённость, горячее желание воплотить свою мечту. Стать лётчиком он захотел, будучи ещё маленьким мальчиком. Садился на велосипед и ехал в Медынь, на аэродром, смотрел на самолёты, знакомился с пилотами. Учился, занимался спортом и добился цели.
После училища работал инструктором, затем – проводил испытания самолётов. Конечно, мы переживали… Подробностей не знали, ведь это было засекречено. Живя возле полигона, мы могли только слушать: летают, шумят, стёкла дрожат – значит, всё у ребят хорошо. А вот тишины боялись. Только она наступала – семьи сразу бросались к окнам, к телефонам, узнавать, всё ли в порядке. Ну, а сами лётчики гордились и «горели» этой работой. Недопуск к полётам – трагедия для них.
Поступая в отряд космонавтов, супруг переживал. В 44 года сел за английский язык, чтобы войти в программу. Одним из барьеров мог стать его высокий рост – 187 сантиметров.
В программу «Буран» брали обязательно пилотов. Этот космический корабль мог проводить работу на высшем уровне, какого ещё не было. Спасибо инженерам, конструкторам, которые его создавали. Но, техника – техникой, приборы – приборами, а человеческий фактор никто не отменял. Нужно уметь профессионально управлять и пилотировать такой машиной.
Мужем Александр был замечательным. Без него сейчас очень тяжело. В браке мы прожили 53 года. Он никогда ни на что не жаловался, работу оставлял за порогом дома.
Прекрасный отец. Всегда находил время на общение с детьми. Привлекал их к занятиям спортом – виндсерфингом, водными лыжами, хоккеем и многим другим видам, – поделилась Любовь Алексеевна.
– Не помню, чтобы отец когда-нибудь говорил о своих трудностях. Мы также общались с сослуживцами, друзьями отца и не ощущали их героями. Обычные люди, которые азартно играли с нами в футбол, ходили на рыбалку, занимались с детьми. В них никогда не чувствовалось какого-то пафоса, заносчивости. Если не знаешь, кто они, никогда и не догадаешься. Есть такое высказывание: «Если человек, уходя в полёт, ощущает себя героем – значит, он к полёту не готов». Отец и его коллеги старались относиться к делу как к обычной работе, – присоединился к рассказу сын А.С.Пучкова Олег Александрович.
– Папа всегда был папой. В любую свободную минуту – с нами. Выезжали на природу. Не хватает его сильно, – добавила дочь лётчика Ольга Александровна.
Трепетно относился к Полотняному Заводу
А.С.Пучков гордился, что вырос в таком замечательном историческом месте и именно отсюда достиг своих целей. Всегда приезжал в отпуск на малую родину, старался сделать полезное для неё. Здесь он и остался навсегда…
На памятном вечере, состоявшемся накануне скорбной годовщины, присутствовали юнармейцы отряда имени А.А.Поленкова Кондровской средней школы №1. Может быть, именно эти ребята и были главными слушателями, теми, к кому обращались выступавшие.
Молодым ещё только предстоит строить и свою жизнь, и судьбу страны. Важно, что у них есть такие примеры настоящих людей, как Александр Сергеевич Пучков.
Татьяна МАШНЕНКОВА.

Related posts

Leave a comment