«Гончаровы. Гнесины. Встречи на Полотняном Заводе»

(05.04.2024) Рубрика: Культурная провинция

Выставка с таким названием открылась в музее-усадьбе «Полотняный Завод». Здесь представлены фотографии, документы, картины из фондов музея-квартиры Е.Ф.Гнесиной – основательницы комплекса музыкальных учебных заведений: двух школ, училища и Академии имени Гнесиных.
Выставка рассказывает о почти неизвестных событиях, которые разворачивались здесь, в Калужском крае, более ста лет назад. Оказалось, что Калужская земля очень помогла в становлении знаменитой сегодня на весь мир Российской академии музыки имени Гнесиных.
В 1901 году для участия в благотворительном концерте (то есть в таком концерте, за который исполнители не получали никакого вознаграждения) в Калугу приехала Елена Гнесина, довольно молодая пианистка (ей было 26 лет). Ее пригласил Дмитрий Дмитриевич Гончаров – внучатый племянник Натальи Николаевны Гончаровой, последний владелец Полотняного завода, личность во всех смыслах неординарная. Он был одним из первых в России, кто на своем заводе ввел участие рабочих в прибылях. Это в самом-то начале ХХ века! При полотнянозаводской фабрике он организовал театр, в котором активно принимали участие рабочие. На сцене этого театра состоялся, между прочим, и дебют Ольги Книппер, будущей жены Чехова и знаменитой артистки МХАТа. Сам хозяин, который неплохо пел, выступал в ведущих ролях опер «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро». Жизнь здесь тогда кипела.
После концерта Елена Фабиановна получила от хозяина Полотняного Завода приглашение приехать погостить на лето.
Елена Гнесина со своими сестрами в тот момент уже была учредительницей небольшой музыкальной школы, в которой детей учили играть на фортепиано и скрипке, давали уроки сольфеджио и хора. Летние месяцы были, как правило, временем отдыха, поэтому она с удовольствием приехала в гости в Полотняный. Играла на прекрасном рояле, принимала участие в прогулках и катании на лодках на прудах. Много фотографий сохранила она у себя на память об этом счастливом времени – с живописными видами имения со стороны реки Суходрев, с веселой шумной компанией, собиравшейся в залах дворца Гончаровых. Среди гостей выделен подписью один молодой человек в косоворотке и в пенсне. Это Анатолий Луначарский. Он тоже приехал этим летом к своему другу социал-демократу Гончарову. Часами он мог декламировать целые главы из поэм Пушкина, Лермонтова, читать собственные стихи, чем совершенно очаровал женс­кую часть общества. А в свободное время печатал на станках бумажной фабрики революционные прокламации и организовывал подпольные агитационные ячейки на соседнем заводе Говарда в Кондрове (у Гончарова агитировать было незачем, рабочие у него содержались, как нельзя лучше).
Много лет спустя, когда Гнесины передали свою школу Советскому государству, преобразовали ее в две ступени музыкального образования – школу и техникум, это знакомство с Луначарским, занявшим пост Наркома просвещения, главы всей культурной политики в СССР, очень помогло. Он выдавал удостоверения, защищающие имущество от реквизиции, помогал в снабжении дровами, находил пайки для талантливых учеников.
Семья же Гончаровых после 1917 года, лишившись всего – усадьбы, средств к существованию, часто обращалась в Москве за помощью к Елене Фабиановне Гнесиной. Она называла детей Дмитрия Дмитриевича (который погиб еще в 1908 году) своими детьми. В кабинете над роялем у нее висели акварели его дочери, на которых был изображен их цветущий некогда Полотняный Завод, их потерянный дом.
На выставке, которую обязательно нужно успеть посмотреть до 29 апреля, есть одно сокровище. Это цветное, уникальное (!) изображение Ольги Карловны Гончаровой, матери Дмитрия Дмитриевича Гончарова, рожденной под фамилией Шлиппе (Семья Шлиппе некогда помогла Гнесиным, предоставив им дом для открытия их музыкальной школы). Это копия с двойного портрета художника Дмитрия Болотова, на котором изображена Ольга Карловна и знаменитый старец Амвросий Оптинс­кий. Картина эта некогда висела здесь, на стене в усадьбе. После 1917 года она, как и многое другое, исчезла. Её оригинал разыскал уже в 1980-е годы многолетний житель Калуги, историк, ученый-изобретатель, краевед, исследователь истории Полотняного Завода, автор исследования, посвященного Гончаровым и Гнесиным, Владимир Владимирович Соловьев.
Открытие выставки было ознаменовано концертом педагогов и студентов Российской академии музыки имени Гнесиных – того учебного заведения, которое появилось на свет благодаря, в том числе, и родственникам Гончаровых. Пели и играли русскую музыку: Рахманинова, Гречанинова, Скрябина. И в какой-то момент дух 1901 года, дух «маленьких Афин» вновь вернулся в Полотняный Завод.
Это был необычный концерт-реконструкция музыкального вечера в усадьбе Гончаровых 1901 года, где была Е.Ф.Гнесина, выступали Дмитрий Гончаров, его супруга, их друзья, имевшие превосходное музыкальное образование. Сейчас вокальные номера исполнили студентки София Федорова, Людмила Кондратенко, концертмейстер Анна Челышева. Сложнейшие музыкальные произведения С.Рахманинова и А.Скрябина исполнил педагог Гнесинки, прекрасный музыкант Алексей Вакер. Как вдохновенно, как красиво звучала эта музыка в зале Гончаровского дома. Здесь давно не было исполнителей такого уровня, хотя нельзя сказать, что в Полотняном вечера классической музыки – редкость. А может быть, стены Гончаровского дома тоже «вспомнили» прекрасные вечера в усадьбе в начале века, подарив превосходную акустику, волшебное звучание инструмента и голосов, и замечательное настроение всем – и исполнителям, и слушателям.
Анна АВДЕЕВА, научный сотрудник мемориального музея-квартиры Е.Ф.Гнесиной.

Related posts

Leave a comment