Фронтовая дорога Константина Подова

Публикация материалов этой рубрики осуществляется по инициативе депутатов Законодательного Собрания Калужской области

Константин ПОДОВ
с боевыми товарищами.
Константин Яковлевич
с супругой Нинель Дмитриевной.

Продолжаем рассказывать о героях-земляках, которые, не щадя своей жизни, приближали долгожданную Победу, а для нас – возможность жить под мирным небом. Один из ветеранов-фронтовиков – житель посёлка Товарково Константин Яковлевич ПОДОВ.
Родом Константин из Белоруссии. Когда наступила война, ему было 15 лет. Беззаботное детство закончилось. В 1943 году юношу призвали в армию. Так он попал на Второй Белорусский фронт, которым командовал К.К.Рокоссовский. Сначала прошёл учебу в полковой школе в городе Стародуб Брянской области. А затем молодого солдата назначили наводчиком 76-миллиметровой пушки.
Боевое крещение Константина Подова прошло под Пропойском в Белоруссии. Тогда в ожесточенных боях большие потери понесли и наши, и немцы. Благодаря самоотверженности и героизму наших солдат, город всё-таки взяли штурмом.
– Доложили о взятии Пропойска Сталину. Ему название не понравилось: «Ведь его взяли геройски, а не пропили. Нужно переименовать». Так назвали город Славгородом, – рассказывает К.Я.Подов. – В боях я был ранен и контужен. Отправили в госпиталь, пробыл там месяц. После направили в 18-й запасной стрелковый полк, а оттуда – в 44-й запасной артиллерийский полк.
Какое-то время Константин Подов вместе с другими молодыми бойцами находился в Брянской области. Затем – снова фронт. Вместе с однополчанами форсировал Днепр. После с боями наступал севернее, в район Прибалтики.

Будни на передовой

О том, чтобы расслабиться или немного отдохнуть, оставалось только мечтать. Даже времени на это не находилось. Нужно было постоянно быть начеку. Чтобы уцелеть, бойцам, прежде всего, необходимо сохранить пушку. За неё отвечал расчёт, обслуживающий орудие. В него входили командир, наводчик, заряжающий и двое солдат, которые готовили снаряды: первый – протирал их от смазки, второй – подносил. Все действовали, как единое звено, прикрывая и помогая друг другу.
На каждой новой позиции бойцы расчёта выкапывали круговой окоп для себя, пушки и траншеи для снарядов.
– Чем лучше окопаешься, тем больше шансов укрыться от огня неприятеля и остаться незамеченным, – вспоминает Константин Яковлевич. – При артподготовке расходовали много снарядов. Целились прямой наводкой. Стояли рядом с пехотой на расстоянии в 600-800 метров от противника.
Еду для солдат на передовую привозили рано утром и поздно вечером. Приходилось в термосах тащить пищу к окопам, чтобы потом раздавать бойцам в котелки.
– Случалось, что с пушкой под вечер оставались на территории, захваченной врагом, – продолжает Константин Яковлевич. – Тогда, чтобы выйти из окружения и занять новую позицию, на себе приходилось тащить пушку и снаряды. Если вовремя не получится уйти, придётся принять огонь на себя, израсходовав все снаряды до последнего…
Ночью бои не вели. Но и отдыхать было некогда. В это время солдаты пополняли боеприпасы, перетаскивая их из укрытия. Один ящик со снарядами весил около семидесяти килограммов. Чтобы быстрее управиться с этой работой, каждому приходилось брать на плечи по ящику.

Второе ранение

Всё время в огромном напряжении на передовой. Ни день, ни два, а месяцы и годы. Сколько всего пришлось пережить нашим солдатам – одному Богу известно.
– Зимой приходилось копать окопы в снегу, – рассказывает ветеран. – Но весной было ещё сложнее: днём снег таял. Постоянно находились в сырости и воде. Терпели всё. А что делать? Ведь нельзя себя выдать фашистам. Ночью, бывало, лежишь в окопе, шинель примёрзнет – ног и рук не чувствуешь. Но наступает утро – и опять бой.
В одном из сражений в 1944 году Константина ранили в ногу. Взрывной волной отбросило от пушки и в это же мгновение сорвало со щитка автомат, который ударил его по голове.
– Когда очнулся, ужасно болела голова. «Ранен», – промелькнула мысль. Дотронулся – вся рука в песке и крови, – вспоминает Константин Яковлевич. – Бойцы склонились надо мной, увидели рану на ноге: сапог порвало осколком. К счастью, оба ранения оказались лёгкие. Санитары перебинтовали голову и ногу, и я продолжил бой.
В боях за Польшу и Прибалтику
За освобождение Польши погибло около 700 тысяч советских солдат. Зимой 1945 года нашей армии нужно было перейти по льду реку Висла. Немцы бомбили с воздуха и противоположного берега. Снаряды рвались бесконечно. Река больше и больше покрывалась воронками: медлить нельзя ни минуты. Расчёт К.Я.Подова стремительно переправился через Вислу. Бойцам повезло: все уцелели, сохранили пушку – и снова в бой!
После освобождения Варшавы, в январе 1945 года, Второй Белорусский фронт повернул севернее – на Данциг, к Балтийскому морю. В конце марта с боями освободили центр города. Тогда Константин Яковлевич получил третье ранение в ногу и снова оказался в полевом госпитале. После выздоровления продолжил воевать.
В Прибалтике нашим войскам пришлось совсем туго. Фашисты прорвали дамбу: хлынула вода. Солдатам пришлось сделать марш-бросок километров девяносто. При этом тащили на себе и пушку, и снаряды.
– Вода поднималась быстро. Могла затопить. Мы чётко знали, что нужно выполнять приказ и занять остров Рюген в Балтийском море, – говорит К.Я.Подов. – На острове немцы были хорошо укреплены. Наши войска на паромах с боем захватили плацдарм, высадили солдат на Рюген, воспетый Александром Сергеевичем Пушкиным как остров Буян. С боем захватили небольшую полоску суши. Отступать было некуда. Кругом – вода. Немцы бьют снарядами с суши, самолёты бомбят с воздуха – повсюду одно месиво получается. Слава Богу, ночью пришла помощь, и наши войска 6 мая геройски освободили остров Рюген от фашистов. И вот, наконец-то, Победа! Долгожданная Победа!

На военных учениях

Домой большинство молодых солдат не отпустили, ведь пополнения не было. Все, кто встретил Победу в 19 лет, остались в резерве. Константина и его ровесников разместили в Восточной Пруссии.
В 1947 году в Польше проходили военные учения, на которых присутствовал генерал-полковник П.И.Батов, командующий 65-й армией.
– Артиллеристам дали задание: четырьмя снарядами вывести условный боевой дот противника, – рассказывает Константин Яковлевич. – Я в это время был командиром орудия. Но сослуживцы, зная мой боевой опыт, поставили наводчиком. Перед боем я осмотрел пушку, установку, прицел. Сделал выстрел – снаряд попал в амбразуру. Стреляю второй раз – и снова в цель. Слышу команду: «Отбой!»
Командующий пошёл проверять результаты лично. «Кто стрелял?» – спрашивает генерал-полковник. «Наводчик Подов!» – отвечают ему.
Батов вызвал меня к себе в штаб и сообщил, что за успешное выполнение задания даёт мне отпуск на две недели домой. «Служу Советскому Союзу!» – ответил я.

Дома

Тёплые душевные переживания подарила молодому солдату поездка в родные края.
– На родине, в деревне Заводок Могилевской области, где я родился и жил до войны, немцы при отступлении сожгли все дома, – говорит К.Я.Подов. – Сгорела и наша хата. Горько и одновременно радостно было видеть родные места. На отпускные деньги на рынке купил продуктов: корзину яиц и поросёнка.
Время отдыха пролетело очень быстро. Константин Подов прибыл в часть и продолжил службу до 1950 года. Когда вернулся домой, ему было двадцать четыре года. За плечами – только семь классов. Парень решил получить образование. Самостоятельно учился один год. Основательно изучил математику за курс средней школы. Только экстерном нигде экзамены не принимали: нужны были документы. Пришлось год учиться в десятом классе вечерней школы. Константин окончил её с серебряной медалью.
Поехал в северную столицу, поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Окончил первый курс с отличием. К сожалению, к тому моменту сильно заболели родители. Пришлось оставить учёбу, чтобы помогать близким. Вернувшись домой, Константин устроился учителем математики в той школе, где когда-то работал отец и младший брат Бронислав. Позже К.Я.Подов поступил на заочное отделение педагогического института в Новозыбкове.
Всю жизнь работал учителем математики в Хотимской школе. Здесь познакомился с будущей супругой Нинель Дмитриевной, которая вела уроки литературы, русского и белорусского языков. В 1955 году молодые поженились. В счастливом браке вырастили двух сыновей. Старший – Геннадий – в 1970 году приехал в город Кондрово, где тогда жил двоюродный брат К.Я.Подова. Здесь учился в школе, затем стал жить в посёлке Товарково. Младший сын Константина Яковлевича – Владимир – последовал примеру своего старшего брата.

На заслуженном отдыхе

Привычный уклад жизни в семье Подовых нарушила авария на Чернобыльской атомной электростанции. Константин Яковлевич с женой попал под выселение. Именно по этой причине супруги переехали Товарково к детям. Здесь, будучи на пенсии, помогали воспитывать трёх внуков и внучку.
К.Я.Подов посещал шахматный клуб, где не раз занимал первые места в соревнованиях. Любил разгадывать сканворды и кроссворды. Занимался с детьми математикой: давал знания не только своим внукам, но и соседским ребятам.
Про войну ветеран рассказывал близким кратко, без подробностей о ранениях, о том, как тяжело там было. Он не считал свой фронтовой путь подвигом, относился к этому, как к долгу каждого человека. Самым большим горем для Константина Яковлевича стала потеря супруги. Нинель Дмитриевна умерла три года назад. До сих пор он не может смириться с этой утратой.
Подготовила Дарья ЛОБАЦЕВИЧ.
Фото из семейного архива Подовых.

Related posts

Leave a comment