«И никогда не оборвётся веков связующая нить»
(19.03.2020) Рубрика:Семейные архивы: к юбилею Великой Победы
Публикация материалов этой рубрики осуществляется по инициативе депутатов Законодательного Собрания Калужской области
Приближается самый главный для нашей страны праздник. В этом году мы отметим 75-летие Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Очень важно помнить историю Великой Отечественной войны, которая коснулась каждой семьи; рассказать о её героях и их самоотверженных поступках. К сожалению, свидетелей и участников тех страшных событий остается всё меньше и меньше. Но родственники ветеранов бережно хранят фотографии военных лет, пересказывают их воспоминания, передавая эти бесценные истории из поколения в поколение.
В семье Хлебниковых из Полотняного Завода тоже есть свой герой – Николай Дмитриевич Щёлоков. Ордена и медали дедушки занимают почётное место в доме Надежды Вячеславовны и Александра Алексеевича. Их сыновья Илья и Павел гордятся своим прадедом, который мужественно и отважно сражался с врагом, с каждым днем приближая долгожданную Победу.
Н.Д.Щёлоков родился 21 августа 1926 года в деревне Колышкино Бабынинского района. Как и многие сверстники, приписав себе год, в 1943 году Николай ушел на фронт защищать Родину. Сначала учился в Монголии на миномётчика. Через несколько месяцев его отправили на Первый Белорусский фронт – и сразу в бой. В одном из сражений получил тяжёлое ранение в ногу. Победу встретил в мае 1945-го в Чехословакии. Но на этом боевой путь сержанта Николая Щёлокова не закончился. С августа по сентябрь 1945 года он был участником советско-японской войны. За отличные боевые действия в борьбе против японских агрессоров, форсирование горного хребта Большой Хинган и преодоление монгольской степи Н.И.Щёлокову объявлена Благодарность Верховного Главнокомандующего Советского Союза товарища И.В.Сталина.
В послевоенное время Николай Дмитриевич приехал в наш район, в поселок Полотняный Завод, где прожил всю жизнь. Здесь он познакомился со своей будущей супругой Ниной Николаевной. Вместе воспитали двоих детей – Николая и Любовь, радовались появлению на свет внуков и правнуков.
Много лет Н.Д.Щёлоков трудился водителем БелАЗа в Полотнянозаводском карьероуправлении, откуда и ушёл на заслуженный отдых.
Николай Дмитриевич пользовался большим уважением у коллег, руководителей предприятия и поселка, учителей и местных жителей. Его навещали, поздравляли с юбилейными датами и значимыми праздниками. В гости к ветерану всегда приходили школьники, за чашкой чая он с удовольствием беседовал с ребятами. К детям Николай Дмитриевич всегда относился с особой теплотой.
Надежда Вячеславовна Хлебникова, внучка ветерана, рассказала, что каждый год 9 Мая в семье ждали с замиранием сердца. Как только приближался День Победы, Николай Дмитриевич начинал заметно волноваться, и у него случался приступ астмы. Ему очень тяжело было вспоминать о войне. Память будто вновь возвращала его в те страшные события, которые пришлось пережить и увидеть своими глазами. Только в конце 90-х годов он понемногу что-то начал рассказывать своим близким. Чтобы сохранить эти бесценные воспоминания родного человека для внуков, правнуков и следующих поколений, они записали рассказ Николая Дмитриевича о войне на видеокассету. В ближайшее время планируют её оцифровать.
Семья Хлебниковых всегда принимает участие в мероприятиях, посвящённых Великой Победе. В этом юбилейном году они обязательно пройдут в строю Бессмертного полка с портретом своего героя – Щёлокова Николая Дмитриевича. Его не стало в 2015 году после продолжительной болезни.
…Уходит целая эпоха. Но ниточка, связующая несколько поколений, не теряется. И это – главное!
Подготовила Маргарита ЕКИМЕНКОВА.
В 2012 году в Полотняно-Заводской средней школе №2 ученикам предложили поучаствовать в создании проектов о ветеранах Великой Отечественной войны на тему «Мой любимый герой». Шестиклассник Илья ХЛЕБНИКОВ написал рассказ о своем прадеде, которым очень гордится.
Мой любимый герой
Моему прадедушке, Щёлокову Николаю Дмитриевичу, 86 лет, и он часто болеет. Мы его не оставляем одного, ведь ему никак нельзя без нас обойтись. Сразу после занятий в школе я иду к нему. Не звоню, открываю тихонечко сам дверь. Комната мягко освещена дневным светом. Здесь тепло и чисто. Совсем недавно мы ему сделали прекрасный ремонт. Дедушка радовался, как ребенок, но грустно повторял: «Жалко, что прабабушка не дожила до такого комфорта».
– Это ты пришёл, внучок?
– Я, дедуль, – привычно присаживаюсь на краешек дивана.
Я понимаю, что ему одному скучно, и стараюсь отвлечь его от печальных мыслей. Дедушка лежит на диване, на спине. Дышит, кажется, ровно.
– Дедуль, расскажи что-нибудь, – прошу его. – Расскажи про войну, как ты остался жив.
Дед – замечательный рассказчик. Я люблю слушать его военные истории. Дед улыбнулся своим мыслям светлой улыбкой, посмотрел на меня прозрачно-голубыми глазами, в которых застыло тихое страдание. И я понял, что рассказ состоится.
Прикрываю себе ноги краем дедова одеяла, готовлюсь слушать.
– Я родился в деревне Колышкино, в многодетной семье. Наступил 1941 год. Призвали на фронт двух старших братьев. В первый год войны они погибли. А в 1943 году призвали и меня. Сначала отправили в Монголию учиться на миномётчика. Через несколько месяцев нас отправили на Первый Белорусский фронт – и сразу в бой.
Дед ненадолго замолчал.
– Честно тебе признаюсь, внучек, был просто сбит с толку, обескуражен непрерывным грохотом, каким-то хаотичным движением людей и машин. Кругом было сплошное месиво из грязи и крови.
Дед опять замолчал и прикрыл глаза. Он, наверно, с прежней силой ощутил сейчас, как все это было.
– Страшно было?
– Был страх, но почему-то беспокойное, ежечасное приближение смерти прибавляло сил, отваги и отгоняло страх.
…Я слушаю, боясь пошевелиться, напомнить о себе и, как в кино, отчётливо вижу и слышу глухие взрывы, изрытую воронками землю, чёрные стволы деревьев, фигуры раненых солдат. Глуховатый голос деда «озвучивает» это кино, он заметно волнуется:
– Бои длятся долго, с небольшими перерывами. Когда затихает все вокруг ненадолго, чувствуешь, будто ты оглох. Я сохранил в памяти на всю жизнь ощущение этой «мёртвой» тишины.
Потом пошли немецкие танки. Что тут началось, это трудно даже представить! Сплошная стена из комьев земли, обрубков деревьев. Неба не видно. Вот тут меня вдруг ожгло и откинуло куда-то. Всё померкло.
На этот раз дед молчит долго, но я ему не мешаю.
– Очнулся я только в госпитале. Спасли мне жизнь санитары, их не хватало катастрофически, и это было настоящее чудо, что мне так повезло. Я воскрес из мёртвых! Кто они, мои спасители? Остались ли они сами живы?
В комнате у нас тихо, только равномерно тикают часы.
– Ранение было очень тяжёлым, долго пролежал я в госпитале. Потом были и ещё ранения, и учёба на танкиста, и снова – бой. Победу встретил в Чехословакии. Но на этом война для меня не закончилась. Были ещё сражения в Японии.
Потом дед просит:
– Ты иди домой, миленький. Я один побуду.
– Ты будешь спать, дедуль?
– Да, я буду спать.
Я поправляю ему одеяло и тихо прикрываю за собой дверь. Поправляйся скорее, мой родненький дедуля! Мне так хочется еще раз пройти с тобой по праздничной улице. Я горжусь тобой!
Leave a comment