Небо по-прежнему снится…

(13.02.2020) Рубрика: Без рубрики
Афганистан. Александр Андреев (справа) и Григорий Кушнир после боевого вылета.

15 февраля – День вывода советских войск из Афганистана
Этого удивительного человека знают не только в посёлке Товарково, но и далеко за его пределами. Майор запаса, кавалер двух орденов Красной Звезды Александр Николаевич АНДРЕЕВ – профессиональный военный. Служить ему довелось в нескольких странах. Особая страница его биографии – Афганистан.
Мечтал стать лётчиком
Саша с детства рвался в небо. В мальчишеских мечтах видел себя лётчиком. Целенаправленно шёл к воплощению задуманного. Семья часто переезжала, но парень хорошо учился, в свободное время занимался спортом, посещал авиамодельные кружки, читал много специальной литературы об авиации и книг о героях-лётчиках.
– Мой отец был ракетчиком, служил в Одесской области, Крыму, Германии, Ленинградской области. Поэтому мне пришлось много раз менять место жительства и учёбы, – рассказывает А.Н.Андреев. – Старшие классы заканчивал в Германии. Педагоги в нашей школе работали сильные, базу знаний дали очень хорошую. Экзамены сдал легко. Не было сложностей и с медкомиссией. Помогли занятия спортом. Увлекался лёгкой атлетикой, гимнастикой, акробатикой, ручным мячом, баскетболом, футболом, боксом, самбо. В воинской части, где служил мой отец, был хороший спортивный зал.
За штурвал – с первого курса
Вступительные экзамены в лётное училище в июне 1971 года в Германии Саша Андреев сдал в числе лучших. Математику решил за 15 минут, помог справиться с заданиями и своим товарищам. Они были очень благодарны, со многими из ребят потом довелось вместе учиться.
5 августа Александр приехал в Харьков, в высшее военное авиационное училище. Здесь заново сдавал медкомиссию. Мечта стать лётчиком становилась всё ближе.
– Нам повезло: как раз в училище набирали экспериментальный курс. Мы должны были начать летать сразу, с первого курса. Учиться было трудно, строгая дисциплина. Из 300 поступивших к концу обучения выпускалось 200 человек, – вспоминает Александр Николаевич. –
Изучали физику, высшую математику, сопромат – предметы уровня технического вуза. Самолёт должны были знать досконально, в мельчайших подробностях. Первый-второй курсы летали на чехословацком дозвуковом реактивном Л-29 «Дельфин». С весны по осень жили в полевых условиях – военном лагере, в палатках.
Свой первый самостоятельный полёт и чувства, которые тогда испытал, мой собеседник помнит до сих пор. Случилось это 13 мая 1972 года, накануне его дня рождения. Лучшего подарка он и не ждал.
– Программа второго курса предусматривала 68 выездных полётов вместе с инструктором. У меня всё хорошо получалось, на что обратил внимание мой инструктор Василий Матвеевич Денисов. «Может, самостоятельно полетаешь?» – предложил он. Я с радостью согласился. 11 полётов тогда удалось совершить одному, – продолжает рассказ А.Н.Андреев.
И в учёбе, и в практике он всегда шёл чуть-чуть впереди других. На третьем курсе ребята набирались опыта, летая на учебно-тренировочном советском истребителе МиГ-15, на боевом самолёте МиГ-17. На четвёртом курсе – на знаменитом сверхзвуковом истребителе МиГ-21.
Диплом вручал Кожедуб
23 октября 1975 года Александр Андреев, получив новые лейтенантские погоны, отправился по распределению на Дальний Восток. Примечательно, что всем, кто поехал туда служить, дипломы вручал прославленный лётчик Иван Никитович Кожедуб. Был и ещё один запоминающийся эпизод. Довелось во время учёбы Александру и его товарищам увидеть и легендарного Алексея Петровича Маресьева, о подвигах которого с детства знал каждый мальчишка.
– В Хабаровском крае, куда мы вместе с другом приехали в числе первых, у нас было право выбора. Я попросился на аэродром в Галёнки, – говорит А.Н.Андреев. – Оказалось, что именно сюда после окончания Великой Отечественной войны тайно вывели полк «Нормандия-Неман». Стали его называть 18-й гвардейский полк. Год полетал на МиГ-21. Потом мне предложили переучиться на другой самолёт – МиГ-23. Дальше служил под Уссурийском, на аэродроме Кремово.
В 1979 году Александра Андреева отправили в Германию. Сюда он поехал уже женатым человеком. Здесь стал командиром звена.
– Мы охраняли воздушные границы. Большое внимание руководство уделяло боевой подготовке лётчиков. В мире менялась политическая обстановка, – рассказывает А.Н.Андреев. – В 1984 году нас вывели на Украину, в город Кировоград. Здесь служил в 190-м истребительском полку, меня определили в первую эскадрилью первым звеном. Мы летали и днём, и ночью.
Афганистан
В начале 1986 года начали говорить, что полк отправляют в Афганистан. Вскоре командир собрал всех и объявил: «Это не слухи. Информация правильная. Туда полетят две эскадрильи. Пишите рапорт». Капитан Андреев – на тот момент уже ведущий четвёрки и заместитель командира эскадрильи – имел право отказаться от этой служебной командировки. Причина была веская: в 1985 году умер отец, мать осталась одна. У родителей Александр был единственным сыном. Он не воспользовался правом остаться и вместе со своими товарищами полетел в Таджикистан.
Месяц тренировались в условиях, приближенных к боевым. В начале сентября 1986 года две эскадрильи направили в Афганистан. Базировались на аэродромах Баграм, Шинданд, Кандагар.
– Наша главная задача была работать по наземным целям. За год я совершил 320 боевых вылетов. По подтверждённым данным, уничтожил 5 складов, 5 баз подготовки душманов. Во время службы дважды отправляли в 20-дневный отпуск на родину. Я похудел на 16 килограммов: сказывались тяжёлые климатические условия, физические нагрузки, высокое нервное напряжение.
Здесь же, в Афганистане, за успешное выполнение операции по ликвидации складов оружия противника капитан Андреев получил свой первый боевой орден Красной Звезды. Второй «догонит» его позже. Награду вручат уже в Союзе, в Кировограде.
– В Афганистане каждый вечер командир полка проводил построение и «разбор полётов». Помню, первый раз объявляет: «Пара капитана Андреева сегодня успешно уничтожила склад оружия душманов». На следующий день летим в другой район. Отработали. Прилетели. И опять вечером на общем построении узнаю, что мы уничтожили ещё один склад. Ситуация повторялась несколько раз. Ребята в эскадрилье меня тогда прозвали «мастер». А мои лётчики, хоть и моложе меня всего на пять лет, называли «отец родной», – с улыбкой вспоминает Александр Николаевич. – Я был замкомандира эскадрильи. Часто меня бросали на замену штурмана полка. Приходилось заменять и начальника разведки полка. Проанализировал, где чаще всего сбивали наши самолёты и вертолёты. За полгода поднял все точки, из которых велись обстрелы наших войск, нанёс их на карту. Её передали в Кабул. Ну а мы стали эти опасные зоны облетать.
Жизнь после армии
В Союз А.Н.Андреев вернулся в звании майора. Руководство предоставило два месяца отпуска: после Афганистана нужно было адаптироваться и сделать передышку. После отдыха вернулся в Кировоград, в свой полк, где назначили на должность начальника воздушно-огневой и тактической подготовки.
– В моём подчинении были только лётчики. Я их обучал и контролировал, – вспоминает то время Александр Николаевич. – Вскоре вызывает командир полка и предлагает служить в Польше в той же должности. Соглашаюсь. В Польшу прибыл в 1988 году. Здесь, как и прежде, следил за подготовкой лётного состава. Как-то командир полка посмотрел мои документы, говорит: «Опыт у тебя большой. Почему ты не лётчик-снайпер?» Вскоре приехала представительная комиссия из Москвы. Я всё сдал. В нашем полку шутили: «У нас два лётчика-снайпера – командир дивизии и майор Андреев».
Жизнь стремительно менялась. Наступили непростые времена. В 1990 году полк вывели в Союз, в Смоленск, и расформировали. А.Н.Андреев переучился на самолёт Су-27 и ещё год прослужил в Польше в другом полку, на аэродроме Хойна.
– В 1991 году наш полк на Су-27 выводят в Смоленск и расформировывают. На тот момент у меня за плечами было 22 года службы. На пенсию ушёл в 38 лет, – рассказывает Александр Николаевич. – Надо было думать, чем дальше заниматься. Знакомый пригласил меня в Калугу. Приехал. Сменил несколько мирных профессий. С 1998 года живу в посёлке Товарково.
…Военная династия Андреевых не обрывается. Сейчас в десантных войсках в Кубинке служит младший сын Александра Николаевича. Станислав подписал контракт на три года. В дальнейшем планирует поступить в военный вуз, чтобы потом, как и отец, служить в армии.
Светлана ЛУКЬЯНОВА.
Фото автора и из личного архива А.Н.Андреева.

Related posts

Leave a comment