Шагнувшие в огненные годы…
(03.05.2018) Рубрика:Акция памяти
Продолжение. Начало в №№43-45 от 20 апреля 2018 года.
После смерти Александра Николаевича Краснова отрядом руководили преподаватели педучилища Владимир Семенович Шохин и Владимир Григорьевич Кондратьев. В 1994 году поисковый отряд Саши Краснова вместе с коллегой Петром Николаевичем Козляковым принял Анатолий Николаевич Скобликов и до сих пор возглавляет его.
Договорились о встрече. Наш разговор с Анатолием Николаевичем продолжался более двух часов. Вот интервью, которое дал в конце октября 2017 года руководитель Кондровской городской патриотической организации имени А.Н.Краснова. Я ставил перед собой цель: просить Анатолия Николаевича Скобликова возглавить акцию памяти А.Н.Краснова. А идея – призвать в отряд красновцев молодых патриотов из поколения XXI века…
– Анатолий Николаевич, расскажите о сегодняшнем дне поискового отряда Саши Краснова.
– Кондровский городской патриотический отряд имени А.Н.Краснова действует. В нем сейчас более двадцати человек. Ежегодно поисковые экскурсии для нас, как говорится, неписаный закон. В этом году отряд работал в окрестностях села Букань Людиновского района. Здесь фронт стоял целый год. Ставили перед собой определенные задачи и выполнили их. Из экспедиции отряд вернулся 9 мая 2017 года.
– А в нашем районе уже не осталось неизвестных захоронений солдат?
– У меня есть Книга памяти, которую создали еще в 1946 году в Калужской области. В ней есть указания, где и какие захоронения образовались на территории Дзержинского района. Без внимания красновцев не остались даже малоизвестные, подсказанные жителями деревень. В 2016 году мы организовали специальную экспедицию и еще раз обследовали места боев и возможных захоронений. Разговаривали со старожилами. Ведь всякое бывает: что-то забыли и вдруг вспомнили. Было такое в деревне Дорохи в 2012 году. В 1942 году там шли серьезные бои. Павших хоронили, как удавалось. В 1953-1954 годах перезахоронили в Братские могилы. А мы проверили, не остался ли кто… И подняли останки 84 человек. Это были бойцы и командиры. Что самое главное, имена их мы установили, разыскали родных. Фамилии воинов выбиты на памятной плите Братской могилы в селе Острожное, где покоятся останки героев.
Мы постоянно принимаем участие в Вахтах Памяти, которые проходят ежегодно в Калужской области. Об отряде Саши Краснова помнят в России. В 2017 году наши представители присутствовали на мероприятиях, связанных со 120-летием со дня рождения генерала Ефремова и юбилеем освобождения Вязьмы. На одном из них я выступал. Мы передали краеведческому музею города книгу Валерия Корнеевича Ларина о Саше Краснове «Он позвал за собой в поиск». В том же году члены отряда Краснова ездили в Юхнов, где проходила акция памяти генерала Ефремова, в день его гибели – 19 апреля.
– Анатолий Николаевич, удается как-то поддерживать связь с населением? Ведь старожилов все меньше и меньше…
– Меня радует то, что связь не прерывается. Ее подхватывает молодежь! В детском саду «Родничок» работает нянечка Аня Маслова, она мне сообщила, что в районе железнодорожной станции Говардово, в лесу, есть две могилы. Ее бабушка все время ухаживала за ними. А когда бабушки не стало, заботиться о их состоянии стала она. Конечно, я незамедлительно побывал на месте неизвестных захоронений вместе с Аней. Два холмика. Они со временем оседали, и бабушка с внучкой их «наращивали».
Я обратился в администрацию района с предложением поднять останки и перезахоронить. Решили сделать это весной 2018 года.
Вот еще пример. Однажды из поселка Пятовский позвонил молодой человек Василий. Сказал, что знает могилку, в которой захоронен погибший солдат. Едем в лес. Показывает место. Могилка в оградке. Василий считает, что в ней погибший солдат… Поднять бы, перезахоронить…
Дело в том, что на месте, которое Василий мне показал, стоят несколько крестов. Но это не кладбище. А что? В районе Пятовского есть карьеры, раньше в них работали заключенные… Я связался с администрацией посёлка, предложил оформить, как положено, составить соответствующие документы, перезахоронить. Глава администрации засомневался: кто в этой могилке – солдат ли, а может, умерший заключенный? Одним словом, сомнения остались, но действий не последовало. Я пока не знаю, как поступить дальше.
– Анатолий Николаевич, время идет вперед, технологии поиска меняются, но ведь и новые места их – к сожалению, забытые – открываются?
– Это верно. Мы ходили все больше по лесам. Но битвы-то и на открытых полях шли. Павших воинов прямо в окопах и хоронили. А как фашиста выбили из деревни, села, крестьяне за свое дело брались. Армия, труженики тыла нуждались в хлебе… Окопы заравнивали, пахали землю, сеяли… Вот теперь идут поисковики на поля бывших сражений, имея в своем распоряжении современные миноискатели, оборудование, транспорт.
Сегодня все еще остается востребованным и поиск родными и близкими погибших во время Великой Отечественной войны. Ко мне приезжали из Сибири родственники героя, которого мы нашли. Мы их отвезли на место его гибели, туда, где он покоится.
Письма в отряд приходят. Просьба одна: «Найдите…» Работаем в этом направлении. По Интернету с архивом в Подольске связь установлена. Из Омска было письмо. В этом случае мы родственников погибшего солдата сами нашли. Конечно, люди благодарны поисковикам за это.
– Есть ли проблемы у Кондровской городской патриотической организации имени А.Н.Краснова?
– Есть, и не только у нас. На рубеже конца 90-х годов и начала XXI века в Калужской области насчитывалось более 50 поисковых отрядов-объединений. Сейчас их меньше.
– Вы знаете причины?
– Они на поверхности. Возьмем для примера наш отряд. Первые поколения красновцев уже на заслуженном отдыхе. Сегодня в отряде народ возрастной: кому за пятьдесят, кому за шестьдесят. За последнее десятилетие молодые силы в него не влились. А ведь мы патриотическая организация! Спросите: почему нет в отряде молодежи? Определенные органы все не решат, можно ли учащимся 9-11 классов разрешать заниматься поиском павших воинов. Им же придется землю лопатами копать, в человеческих останках разбираться. Да, такова действительность. Более того, нужно и с миноискателем управляться, и с невзорвавшимися снарядами, минами, оставшимися в земле со временем боев, сталкиваться. Наши, хорошо подготовленные поисковики-красновцы со всем этим отменно справлялись и справляются.
В отряде сейчас опытные красновцы. Их мастерство поиска не имеет цены. В экспедиции ежегодно ходят Игорь Зайцев, отец и сын Коноплевы, Виктор Лихачев, Светлана Лебедева. Павел Солдуновский из села Льва Толстого, ему уже 68 лет. Все время, много уже лет, он ходит в экспедиции со мной. Ольга Суменкова и Игорь Яцура встретились в отряде Саши Краснова, поженились и до сих пор участвуют в наших экспедициях. Еще Катя Тараканова, Александр Волков, Владимир Индерев… Не покидают отряд и мои дочери – Татьяна Яковская и Анастасия Скобликова. Кстати, Татьяна заведует музеем Александра Краснова в Кондровском гуманитарно-техническом колледже.
– Вы сказали, что в год удается совершить одну экспедицию.
– Так все же работаем. Вот свои отпуска и предусматриваем на время экспедиции. Кто-то на море едет, а мы в «огненные годы» идем.
– Выходит, еще пара-тройка лет – и городская патриотическая организация имени А.Н.Краснова может…
– Не может! Если вольются в нее молодые силы, если возглавит ее настоящий патриот, который поддержит идеи Саши Краснова и поведет товарищей за собой, если Сашин выбор – идти в поиске до конца – станет их выбором. Вот поэтому я и поддерживаю ваше предложение провести акцию памяти Александра Николаевича Краснова. Цель понятна и благородна – привлечь в патриотическую организацию его имени молодежь первого поколения XXI века. Мы, красновцы-ветераны, передадим им свои опыт и знания. Вместе разработаем планы и проекты на ближайшее время и на перспективу.
– Анатолий Николаевич, в предварительной нашей беседе вы подчеркивали значимость и второй проблемы.
– Это материальное и техническое обеспечение отряда. Организация экспедиций, обучение членов отряда, средства на приборы обнаружения различных предметов, горючее, ремонт старенького грузовика, на питание… Сейчас мы имеем поддержку от некоторых предпринимателей, чем могут, помогают органы местного самоуправления района. Но это ведь как-то разрозненно, одноразово… Вот я и думаю: если отряду Александра Краснова быть – значит, на уровне властей должны быть разработаны условия и конкретные источники поддержки. И, естественно, с учетом бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
– Спасибо, Анатолий Николаевич, за интервью.
Александр Сидоренков.
(Продолжение следует.)
Leave a comment