Шагнувшие в огненные годы…

(03.05.2018) Рубрика: Акция, Помним

Акция памяти

Продолжение. Начало в №№43-45 от 20 апреля 2018 года.
После смерти Александра Николаевича Краснова отрядом руководили преподаватели педучилища Владимир Семенович Шохин и Владимир Григорьевич Кондратьев. В 1994 году поисковый отряд Саши Краснова вместе с коллегой Петром Николаевичем Козляковым принял Анатолий Николаевич Скобликов и до сих пор возглавляет его.
Договорились о встрече. Наш разговор с Анатолием Николаевичем продолжался более двух часов. Вот интервью, которое дал в конце октября 2017 года руководитель Кондровской городской патриотической организации имени А.Н.Краснова. Я ставил перед собой цель: просить Анатолия Николаевича Скобликова возглавить акцию памяти А.Н.Краснова. А идея – призвать в отряд красновцев молодых патриотов из поколения XXI века…
– Анатолий Николаевич, расскажите о сегодняшнем дне поискового отряда Саши Краснова.
– Кондровский городской патриотический отряд имени А.Н.Краснова действует. В нем сейчас более двадцати человек. Ежегодно поисковые экскурсии для нас, как говорится, неписаный закон. В этом году отряд работал в окрестностях села Букань Людиновского района. Здесь фронт стоял целый год. Ставили перед собой определенные задачи и выполнили их. Из экспедиции отряд вернулся 9 мая 2017 года.
– А в нашем районе уже не осталось неизвестных захоронений солдат?
– У меня есть Книга памяти, которую создали еще в 1946 году в Калужской области. В ней есть указания, где и какие захоронения образовались на территории Дзержинского района. Без внимания красновцев не остались даже малоизвестные, подсказанные жителями деревень. В 2016 году мы организовали специальную экспедицию и еще раз обследовали места боев и возможных захоронений. Разговаривали со старожилами. Ведь всякое бывает: что-то забыли и вдруг вспомнили. Было такое в деревне Дорохи в 2012 году. В 1942 году там шли серьезные бои. Павших хоронили, как удавалось. В 1953-1954 годах перезахоронили в Братские могилы. А мы проверили, не остался ли кто… И подняли останки 84 человек. Это были бойцы и командиры. Что самое главное, имена их мы установили, разыскали родных. Фамилии воинов выбиты на памятной плите Братской могилы в селе Острожное, где покоятся останки героев.
Мы постоянно принимаем участие в Вахтах Памяти, которые проходят ежегодно в Калужской области. Об отряде Саши Краснова помнят в России. В 2017 году наши представители присутствовали на мероприятиях, связанных со 120-летием со дня рождения генерала Ефремова и юбилеем освобождения Вязьмы. На одном из них я выступал. Мы передали краеведческому музею города книгу Валерия Корнеевича Ларина о Саше Краснове «Он позвал за собой в поиск». В том же году члены отряда Краснова ездили в Юхнов, где проходила акция памяти генерала Ефремова, в день его гибели – 19 апреля.
– Анатолий Николаевич, удается как-то поддерживать связь с населением? Ведь старожилов все меньше и меньше…
– Меня радует то, что связь не прерывается. Ее подхватывает молодежь! В детском саду «Родничок» работает нянечка Аня Маслова, она мне сообщила, что в районе железнодорожной станции Говардово, в лесу, есть две могилы. Ее бабушка все время ухаживала за ними. А когда бабушки не стало, заботиться о их состоянии стала она. Конечно, я незамедлительно побывал на месте неизвестных захоронений вместе с Аней. Два холмика. Они со временем оседали, и бабушка с внучкой их «наращивали».
Я обратился в администрацию района с предложением поднять останки и перезахоронить. Решили сделать это весной 2018 года.
Вот еще пример. Однажды из поселка Пятовский позвонил молодой человек Василий. Сказал, что знает могилку, в которой захоронен погибший солдат. Едем в лес. Показывает место. Могилка в оградке. Василий считает, что в ней погибший солдат… Поднять бы, перезахоронить…
Дело в том, что на месте, которое Василий мне показал, стоят несколько крестов. Но это не кладбище. А что? В районе Пятовского есть карьеры, раньше в них работали заключенные… Я связался с администрацией посёлка, предложил оформить, как положено, составить соответствующие документы, перезахоронить. Глава администрации засомневался: кто в этой могилке – солдат ли, а может, умерший заключенный? Одним словом, сомнения остались, но действий не последовало. Я пока не знаю, как поступить дальше.
– Анатолий Николаевич, время идет вперед, технологии поиска меняются, но ведь и новые места их – к сожалению, забытые – открываются?
– Это верно. Мы ходили все больше по лесам. Но битвы-то и на открытых полях шли. Павших воинов прямо в окопах и хоронили. А как фашиста выбили из деревни, села, крестьяне за свое дело брались. Армия, труженики тыла нуждались в хлебе… Окопы заравнивали, пахали землю, сеяли… Вот теперь идут поисковики на поля бывших сражений, имея в своем распоряжении современные мино­искатели, оборудование, транспорт.
Сегодня все еще остается востребованным и поиск родными и близкими погибших во время Великой Отечественной войны. Ко мне приезжали из Сибири родственники героя, которого мы нашли. Мы их отвезли на место его гибели, туда, где он покоится.
Письма в отряд приходят. Просьба одна: «Найдите…» Работаем в этом направлении. По Интернету с архивом в Подольске связь установлена. Из Омска было письмо. В этом случае мы родственников погибшего солдата сами нашли. Конечно, люди благодарны поисковикам за это.
– Есть ли проблемы у Кондровской городской патриотической организации имени А.Н.Краснова?
– Есть, и не только у нас. На рубеже конца 90-х годов и начала XXI века в Калужской области насчитывалось более 50 поисковых отрядов-объединений. Сейчас их меньше.
– Вы знаете причины?
– Они на поверхности. Возьмем для примера наш отряд. Первые поколения красновцев уже на заслуженном отдыхе. Сегодня в отряде народ возрастной: кому за пятьдесят, кому за шестьдесят. За последнее десятилетие молодые силы в него не влились. А ведь мы патриотическая организация! Спросите: почему нет в отряде молодежи? Определенные органы все не решат, можно ли учащимся 9-11 классов разрешать заниматься поиском павших воинов. Им же придется землю лопатами копать, в человеческих останках разбираться. Да, такова действительность. Более того, нужно и с миноискателем управляться, и с невзорвавшимися снарядами, минами, оставшимися в земле со временем боев, сталкиваться. Наши, хорошо подготовленные поисковики-красновцы со всем этим отменно справлялись и справляются.
В отряде сейчас опытные красновцы. Их мастерство поиска не имеет цены. В экспедиции ежегодно ходят Игорь Зайцев, отец и сын Коноплевы, Виктор Лихачев, Светлана Лебедева. Павел Солдуновский из села Льва Толстого, ему уже 68 лет. Все время, много уже лет, он ходит в экспедиции со мной. Ольга Суменкова и Игорь Яцура встретились в отряде Саши Краснова, поженились и до сих пор участвуют в наших экспедициях. Еще Катя Тараканова, Александр Волков, Владимир Индерев… Не покидают отряд и мои дочери – Татьяна Яковская и Анастасия Скобликова. Кстати, Татьяна заведует музеем Александра Краснова в Кондровском гуманитар­но-техни­ческом колледже.
– Вы сказали, что в год удается совершить одну экспедицию.
– Так все же работаем. Вот свои отпуска и предусматриваем на время экспедиции. Кто-то на море едет, а мы в «огненные годы» идем.
– Выходит, еще пара-тройка лет – и городская патриотическая организация имени А.Н.Краснова может…
– Не может! Если вольются в нее молодые силы, если возглавит ее настоящий патриот, который поддержит идеи Саши Краснова и поведет товарищей за собой, если Сашин выбор – идти в поиске до конца – станет их выбором. Вот поэтому я и поддерживаю ваше предложение провести акцию памяти Александра Николаевича Краснова. Цель понятна и благородна – привлечь в патриотическую организацию его имени молодежь первого поколения XXI века. Мы, красновцы-ветераны, передадим им свои опыт и знания. Вместе разработаем планы и проекты на ближайшее время и на перспективу.
– Анатолий Николаевич, в предварительной нашей беседе вы подчеркивали значимость и второй проблемы.
– Это материальное и техническое обеспечение отряда. Организация экспедиций, обу­чение членов отряда, средства на приборы обнаружения различных предметов, горючее, ремонт старенького грузовика, на питание… Сейчас мы имеем поддержку от некоторых предпринимателей, чем могут, помогают органы местного само­управления района. Но это ведь как-то разрозненно, одноразово… Вот я и думаю: если отряду Александра Краснова быть – значит, на уровне властей должны быть разработаны условия и конкретные источники поддержки. И, естественно, с учетом бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
– Спасибо, Анатолий Николаевич, за интервью.
Александр Сидоренков.
(Продолжение следует.)

Related posts

Leave a comment