Шагнувшие в огненные годы…
(18.01.2018) Рубрика:
Продолжение. Начало в №№145-147 от 15 декабря 2017 года.
Становление
В одном из своих писем Саша Краснов признался:
«Я бы мог стать музыкантом, радиомехаником, но моя «однорукость» свела к нулю мои тогдашние мечты. А поиск… Он потребовал многого. Мне пришлось отказаться от заочной учебы в институте, где сессии и экзамены проходили в самый разгар полевых работ… Поиск сделал из меня администратора, фотографа, кинооператора, фельдшера, повара, секретаря-машинистку…»
Александр Николаевич, встав на путь поиска, знал, к какой цели нужно идти. Он и понимал, что достигнуть ее можно только тогда, если будет видеть дальше нее.
…Вспоминаю март 1993 года. Красновцы, коллектив Кондровского педагогического училища, общественность организовали торжественное мероприятие, посвященное 50-летию со дня рождения Александра Краснова, первого поисковика Калужского края. Конечно же, были и высокие гости. Очень хотела приехать на юбилей своего младшего друга, товарища, соратника писательница, автор книги «Последними дорогами генерала Ефремова» Юлия Борисовна Капусто, но… Она прислала свое обращение к участникам юбилейной встречи, к жителям города Кондрово. Вот строки из него:
«Такие, как Саша Краснов, – подарок людям. Можно прожить жизнь и не встретить такого человека. Если бы он дожил до старости, он стал бы писать книгу о себе, о своей жизни, о поиске. Это была бы замечательная книга-исповедь. Оценками, заготовками, записями он продвигался к этой книге.
Теперь этого ничего не восстановишь, но кое-что сделать можно. Сделайте подборку его основных записей, писем, воспоминаний о нем тех, кто его знал. Не надо общих слов, нужны оценочные факты, в которых Саша встает как человек, как поисковик, как исследователь, как гражданин.
Назовите книгу «Саша Краснов – гордость земли Калужской» и постарайтесь ее опубликовать.
Поздравляю тех, кто знал Сашу. На их долю выпало редкое счастье. Поздравляю и ваше училище, не каждый коллектив может гордиться, что в нем работал такой человек, как Саша Краснов!
Поздравляю и город Кондрово. Не каждый город может сказать, что по его улицам ходил такой безупречный гражданин, как Саша Краснов!
Мне кажется, что он достоин стать Почетным гражданином города Кондрово. Это в интересах тех, кто в нем растет, кому в нем еще суждено родиться.
Все люди когда-то уходят. Со временем понимаешь, что продолжительность жизни – не самое главное. Самое главное, что человек брал из жизни и что ей отдавал. Когда человек уходит, всё это собирается в память».
Звание «Почетный гражданин города Кондрово» Александру Николаевичу Краснову было присвоено посмертно. Три книги о своём друге и соратнике написал Валерий Корнеевич Ларин. Они небольшие по объему, но великие по содержанию.
А мы, уважаемые читатели, обратимся к истокам, которые вывели Сашу Краснова на подвиг во имя Памяти. В этом и последующих очерках буду использовать материалы Валерия Корнеевича Ларина, свои ранние публикации об отряде Александра Николаевича Краснова и воспоминания о нем. Но основой всех публикаций будет портрет Саши, какой он сам писал, но не закончил…
Его дед работал в Петрограде, на знаменитом Путиловском заводе. Слыл он в профессиональной среде классным электриком и довольно-таки просвещенным человеком. В 1905 году оказался в вихре революционных событий. Его серьезно контузило. Оставаться в Петрограде дед уже не мог. И со своей большой семьей переехал в Москву. Устроился на работу в Сокольнический трамвайный парк. Александр Николаевич рассказывал:
«После Октябрьской семья деда получила прекрасную буржуйскую квартиру, но из-за голода вынуждена была податься к родственникам в провинцию, в Кондрово. Квалифицированного электрика без проволочек оформили на работу. Еще бы, участник революции! Партийный, честный, его ценили за прямоту».
Но борьба с врагами народа в конце тридцатых годов не обошла и семью Красновых. Какой-то «стукач» совершил свое грязное дело, и деда выгнали из партии. Как избежал он тогда ареста, мало кто знает. Александр Николаевич рассказывал:
«Все свое детство я провел под надзором исключительно строгого и донельзя честного деда… Благодаря ему, я уже в пять лет бойко читал газеты и книги, что попадали в поле моего зрения. Дед был щедр на мораль о чести и порядочности и всегда скуп в рассказе о себе».
Мы с Юрой Лесиком во время очередной встречи с Сашей Красновым, вытягивая из него эпизоды поиска, упрекнули его: «Ты, как твой дед, из тебя не очень-то подробности вытянешь…» Но он в то же время в деталях описывал эпизоды, которые, по его мнению, должны быть достоянием самой широчайшей читательской аудитории.
…Я немного отойду от главной темы. Несколько строк хочу посвятить родителям Саши. Отец его, Николай Васильевич, всю жизнь трудился на Троицкой бумажной фабрике. Здесь его очень высоко ценили, ибо был он механиком от Бога. Мама, Антонина Ивановна, тоже выделялась среди земляков. Занималась ликвидацией безграмотности среди работающей молодежи. Перед самой войной, в 1941 году, заочно окончила Ленинградскую лесотехническую академию. До выхода на пенсию Антонина Ивановна трудилась на Троицкой бумажной фабрике. Саша очень тепло отзывался о своих родителях. Любил отца за его честность, трудолюбие.
Вспоминаются восьмидесятые годы двадцатого столетия. Однажды Саша зашел в редакцию и пригласил погостить в музее, который был создан в педагогическом училище. «Покажу что-то интересное», – пообещал.
Мы встретились. Валерий Корнеевич Ларин размещал на стенде свидетельства героической судьбы воинов 33-й армии, которой командовал генерал-лейтенант М.Г.Ефремов. Александр Николаевич рассказывал о том, что дал очередной поход, сколько земли его ребята перелопатили на местах неудавшегося прорыва из окружения большой группы бойцов и офицеров армии Ефремова. Для него земля была самым главным предметом в исследованиях, какие он осуществлял. Да, он проверял и проверял факты, искал ответы на свои вопросы в мемуарах, книгах, воспоминаниях ветеранов Великой Отечественной войны, тщательно изучал дневники и полевые карты. Александр Николаевич доводил поиск до уровня точной науки. Тогда в музее он говорил об этом:
«Не могу объяснить, как это получается, но я слышу землю! Землю, начинённую осколками, останками солдат, политую человеческой кровью. Она – мой главный советчик. Она открывает мне свои сокровенные тайны и секреты».
Юлия Борисовна Капусто, автор замечательной книги «Последними дорогами генерала Ефремова», очень точно заметила, что земля для Александра Николаевича была живым источником, из которого нельзя вырвать ни героические страницы побед, ни трагические страницы страшных потерь.
В том разговоре в музее, о котором упоминал, я задал Саше вопрос, извинившись за некорректность: «Поиск – это для тебя уже диагноз?»
«Скорее – да, чем нет. Эту болезнь подхватил от дядюшки моего, фронтовика Николая Ивановича Засечкина».
Я был хорошо знаком с ним, когда он работал в Кондровском педагогическом училище. Непростой судьбы человек. Во время войны лиха хватил с избытком. Танкист, не однажды горел, захлёбывался в болотной жиже, бывал и сапером. Демобилизовался в 1946 году, пошел учиться. После окончания учительского института преподавал в школе. Николай Иванович хорошо рисовал. Я видел его работы. Он чувствовал в себе художника, решил учиться. Успешно сдал экзамены в известную в те времена московскую студию знаменитого скульптора Сергея Коненкова.
В детстве дядя не баловал племянника своими воспоминаниями о войне. Воевал, как все, что в этом необычного и героического. Родину же защищали… Но когда Николай Иванович стал студентом студии Коненкова, Саша увидел дядюшку совсем другим. Приходил к нему в комнату и видел разбросанные по столам и стульям карандашные наброски. Они буквально «дышали» точно подмеченными эпизодами солдатских фронтовых будней.
«Именно тогда,– вспоминал Александр Николаевич, – мне довелось первый раз увидеть статную фигуру генерала Михаила Григорьевича Ефремова в богато иллюстрированном журнале «Искусство», где подробно рассказывалось о молодом начинающем скульпторе Вучетиче и его крупной работе – скульптурной композиции в память об ударной группировке 33-й армии и её командующем…»
Так сложилось, что продолжить учебу в студии Николаю Ивановичу Засечкину не удалось, вернулся к педагогической работе. Человек он был разносторонних знаний, увлеченный. Любил природу, бродил по родному краю. Потом нанес на свою солдатскую карту все места Боевой Славы в районе. Устраивал походы по ним. Саша учился в 4 классе, когда посчастливилось ему упросить дядю взять его в многодневный поход…
Как-то раз Николай Иванович в «письменном виде» рассказал Валерию Корнеевичу Ларину о первых походах Саши Краснова:
«Сначала ходили мы по близким, знакомым мне местам. Потом были более дальние маршруты: под Юхнов, Ельню, Смоленск. Ребята в отряде были, в основном, из 8-10 классов. Но больше всего меня радовал самый маленький турист – мой племянник, который, казалось, никогда не уставал, а если и случалось такое, то виду не показывал. Хныкали другие, а он молчал и проявлял ко всему искренний интерес. Запоминал всё: рельеф местности, разбросанные фрагменты оружия, предметы нехитрого солдатского быта. Уже тогда я понимал, что на походном маршруте Саше отпущено что-то свыше…»
Позже в своих воспоминаниях Александр Николаевич Краснов напишет:
«Нет, я не видел войну, хотя со мной она – с появлением на свет: как-никак, а родился под бомбежками, семимесячным. Совсем не по-книжному, не из громких «ура» и бравых атак появилась в моем сознании война, а из рассказов моего дядюшки-фронтовика Засечкина Николая Ивановича.
Кровь вперемежку с липкой фронтовой грязью и памятью о тех людях, кто не сумел дожить до Победы, – так мне представлялась война.
Мое становление на путь военно-исторического поиска почти полностью принадлежит дядюшке, бывшему командиру танка, трижды горевшему, трижды раненому…»
Напомню, Николай Иванович Засечкин и Заслуженный учитель школы РСФСР Надежда Ивановна Карабанова создали на базе краеведческого кружка Кондровского педагогического училища первую в Калужской области военно-краеведческую группу. В 1968 году её преобразовали в поисковый отряд, который возглавил Александр Николаевич Краснов и был бессменным его руководителем двадцать лет.
Первая цель, которую поставили перед собой красновцы, – воспроизвести этапы героического пути и картину гибели легендарной 33-й армии и её командира, уроженца калужского края, Героя России, генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова.
Александр Сидоренков.
(Продолжение следует).
Leave a comment