Шагнувшие в огненные годы…

(13.12.2017) Рубрика: Акция

3 марта 2018 года исполнится 75 лет со дня рождения Почетного гражданина города Кондрово Александра Николаевича Краснова. Он возглавил первый поисковый отряд на калужской земле и 20 лет вел его по тропам Великой Отечественной войны. Саша Краснов и его юные товарищи – студенты Кондровского педагогического училища, поставили своей целью: восстановить этапы героического пути и картину трагической гибели легендарной 33-й армии и её славного командира, уроженца земли калужской, генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова.
Подвиг бойцов и командиров армии генерала Ефремова золотыми буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны. Саша Краснов говорил, что представляет их «людьми стального поколения». Даже своей смертью они били фашистскую орду. Однажды, сидя у меня в кабинете редакции, он достал из своего бесценного солдатского вещмешка блокнотик, полистал и стал читать стихи Сергея Викулова о Ефремове:
И ты казни, мой стих,
Презреньем тех, кто, болтая про войну,
Сегодня ваше отступленье,
Ребята, ставит вам в вину.
Да, отступали вы, но каждый
Сто раз тот горький проклял путь!
Да, шли назад, но пули вражьи
Вас убивали только в грудь…
Летом 2018 года исполнится 50 лет со дня официального оформления поискового отряда Кондровского педагогического училища. Отряд был основан на базе краеведческого кружка, руководили которым преподаватели Николай Иванович Засечкин и Заслуженный учитель РСФСР Надежда Ивановна Карабанова. Это они привили Саше Краснову страсть вечного скитальца-походника. И я знаю, он никогда не сходил со своей главной тропы. Случалось такое, что по объективным причинам студенты не могли идти с ним в поход. Тогда Саша загружал в свой солдатский рюкзак, необходимые припасы, пристраивал на груди видавший виды фотоаппарат, давал команду рюкзаку: «на плечо!» – и в путь… Шёл Краснов во время одиночного похода туда, где на десятки метров человеческим духом и не пахло. Его убеждали: «Ну, подожди, съедутся студенты, отрядом сходим». Он в ответ: «Да я-то подожду, а мои друзья-солдаты ждать не могут…»
До сих пор помню одну из первых встреч с Сашей. Пришел он в редакцию как раз из одиночного похода. На плече знаменитый солдатский вещмешок, на груди фотоаппарат висит. Обветренный, пахнущий какими-то ветрами, лесом, пылью… Спрашиваю: дома-то ещё не был? «Вот иду уже, забегу попутно в педучилище…Меня из Юхнова подвезли,– сказал он спокойно. – А знаешь, сколько чего узнал, увидел?..»
Рассказчик Саша Краснов отменный. Слушать его было не просто интересно, то, о чем он рассказывал, проникало в сознание, заставляло сопереживать…
Саша приходил ко мне, как он говорил, «при работе». Приносил пожелтевшие, хрупкие от времени, родные солдатские медальоны. В них бесценные записочки. Просил: «Помогите отыскать адреса областных и районных газет. Разошлем в редакции письма, может, родственников погибших воинов найдем?» Ох, как трудно найти солдатский медальон в неизвестных могилах. Но мы знали с Юрой Лесиком (в то время заместителем редактора районной газеты), какая ответственная и сложная задача разыскать родственников погибших солдат.
Юрий Петрович Лесик – талантливый журналист. Мы работали с ним рядом. Он дружил с Сашей Красновым. Без устали готовил от его имени какие-то запросы, писал в редакции газет Ярославской, Волгоградской и иных областей: «Помогите разыскать». И наши коллеги-журналисты находили. Мы радовались, когда Саша приносил и читал вот такие письма:
«Александр Николаевич, спасибо, что нашли возможность написать мне. Низкий поклон, что нашли моего папу. Горько мне, не помню его. Мне было несколько месяцев. Затем заболела мама. Много лет провел в детдоме. Послал известие старшей сестре, она-то помнит папу. Не выразить словами, что думаю теперь. Не безотцовщина я! Далекая смоленская земля теперь и моя родина. И всё из-за вас. Оказывается, не перевелись люди, которым не безразлична судьба исчезнувших на войне. Жаль, что нет у нас фото папы, но теперь я знаю, что он у меня герой, а не «без вести пропавший». Спасибо тысячу раз!»
Александр Колчанов.
«Это чудо – найти человека через тридцать лет после его гибели. Я не знала эти годы место пристанища моего мужа. Хочу окропить эту землю вдовьими слезами! Дорогой Александр Николаевич, примите благодарение моего сердца!»
А.Саркисова, г.Москва.
18 декабря 1988 года Александра Николаевича не стало. Его похоронили недалеко от училища, в котором он успешно трудился. Могила его у березовой рощи, за церковью Святой Живоначальной Троицы. Приехали из разных мест последователи его, студенты, друзья, кондровчане-земляки, отряд в полном составе. Казалось, провожали Сашу Краснова в долгий поход. И сегодня идет он по нашей многострадальной земле со своим солдатским рюкзаком и стареньким фотоаппаратом на шее… Слышите? Это его шаги. Слышите? Это шаги его товарищей-сподвижников. Слышите? Это шаги патриотов, шагнувших в огненные годы.
И ещё прошу, обращаясь к уважаемым читателям, задумайтесь над тем, что сказал однажды Александр Николаевич Краснов:
«Память… Знания и ощущение личной ответственности перед ней позволяют нам с уверенностью оглянуться назад и также уверенно глядеть в будущее. В какое бы время мы ни жили, как бы ни загружены были повседневными делами, заботами, житейскими хлопотами, мы никогда не должны забывать, что кто-то делал жизнь и историю до нас и кому мы обязаны многим, если не всем, что сейчас имеем».
Какие проникновенные слова. Они исполнены высокого гражданского звучания. Саша Краснов адресует их всем нам, живущим в ХХI веке. Это его мысли из той привлекательной романтической поры, когда молодые люди по собственной инициативе, без подсказки или указаний «сверху», потянулись на маршруты прошедшей Великой Оте­чественной войны, на маршруты памяти.
Александр СИДОРЕНКОВ.
(Продолжение следует)

Related posts

Leave a comment