О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия
(12.07.2017) Рубрика:Федеральным законом от 01.07.2017 N 132-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений, которые вступают в законную силу с 01.01.2018.
Предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ.
Так, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” дополнен новой статьей 15, в которой указано, что сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Указанный реестр подлежит размещению в государственной информационной системе в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
Порядок включения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, порядок исключения сведений из указанного реестра, порядок его ведения и размещения в государственной информационной системе в области государственной службы будет определяться Правительством РФ.
Соответствующие изменения внесены в ряд законодательных актов, в числе которых Федеральные законы “О прокуратуре Российской Федерации, “О службе в таможенных органах Российской Федерации”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, “О муниципальной службе в Российской Федерации”, “О Следственном комитете Российской Федерации”, “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также в Трудовой кодекс РФ.
М.САМОХИНА, помощник прокурора района, юрист 3 класса.
Основания для установления административного надзора в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, имеющих неснятую или непогашенную судимость.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации принято Постановление от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», дающее разъяснение законодательства, регулирующего указанные правоотношения с целью обеспечения единства практики его применения.
Порядок и основания установления административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, регулируется Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы».
Административный надзор устанавливается в целях предупреждения совершения лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов путем применения к таким лицам временных ограничений их прав и свобод и возложении определенных обязанностей.
Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений либо умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Данный надзор устанавливается в отношении вышеназванных лиц, в случаях признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Злостным нарушителем порядка отбывания наказания лицо признается на основании постановления начальника исправительного учреждения. При этом, возможность установления административного надзора в отношении такого лица не зависит от времени принятия постановления. Истечение на момент рассмотрения дела срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления административного надзора.
Административный надзор также может устанавливаться в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в случае совершения ими после освобождения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) здоровье населения и общественную нравственность.
Независимо от вышеназванных оснований, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройствами сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
Для вышеназванной категории лиц предусмотрены различные сроки установления административного надзора.
Административный надзор в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, преступления при простом рецидиве преступлений устанавливается на срок от одного года до трех лет. Однако, указанный срок не может превышать срок, установленный Уголовным кодексом РФ для погашения судимостей за совершенные преступления.
Административный надзор в отношении лиц, совершивших преступление в отношении несовершеннолетних; против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних; при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершении таких тяжких или особо тяжких преступлений, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, устанавливается на срок погашения судимости, предусмотренный статьи 86 УК РФ, действовавшей в редакции на момент совершения лицом указанного преступления, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. При этом, необходимо учитывать, что вид рецидива, при котором совершено преступление устанавливается приговором суда. Отсутствие в приговоре суда указания на рецидив преступления и его вид, не дает права суду, рассматривающему заявление об установлении административного надзора, самостоятельно устанавливать данные обстоятельства.
В отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости административный надзор устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера, который не может быть менее срока, установленного законодательством для погашения судимости.
Указанным законодательством предусмотрена возможность продления срока административного надзора судом в случае совершения поднадзорным лицом в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье людей и общественную нравственность. Данный срок может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного для погашения судимости.
Обязательными административными ограничениями, устанавливаемыми в отношении поднадзорных лиц, являются обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации; запрещение лицу, имеющему непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории, а также запрещение такого выезда за пределы установленной судом территории лицу, не имеющему места жительства или пребывания.
В отношении поднадзорного лица судом могут устанавливаться такие виды административных ограничений, как запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в них; запрещение пребывания вне жилого помещения в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории.
При этом, выбор вида административных ограничений не может носить произвольного характера. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе установить запрет поднадзорному лицу мест общественного питания, осуществляющих реализацию спиртных напитков. Если лицо совершило преступление в ночное время, суд может установить ограничение пребывания лица вне жилого помещения в период с 22 час. до 6 час.
Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, находящегося в местах лишения свободы и подлежащего освобождению, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения, а в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы – по месту жительства или пребывания такого лица.
Дела об установлении административного надзора, продлении срока административного надзора, досрочном прекращении административного надзора, применении дополнительных административных ограничений к поднадзорному лицу рассматриваются с участием прокурора.
Ю.МОЧАЛОВ, заместитель прокурора района.
Особенности организации и проведения проверок юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности
В соответствии с п. 37 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусмотрены следующие основания для проведения внеплановой проверки:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного уполномоченным органом предписания об устранении выявленного нарушения;
2) поступление в уполномоченный орган сведений о фактах нарушения юридическим лицом требований настоящего Федерального закона;
3) поступление в уполномоченный орган сведений о фактах несоответствия юридического лица, его учредителей (участников), органов и работников требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;
4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Указаний о необходимости предварительного согласования проведения таких внеплановых проверок органами государственного контроля (надзора) с органами прокуратуры в Федеральном законе № 230-ФЗ не содержится.
Требования ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ о необходимости предварительного согласования внеплановых выездных проверок органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с органами прокуратуры распространяются на внеплановые выездные проверки, проводимые по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «б» пункта 2, пунктом 2.1 части 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
Государственные контроль деятельности «коллекторских» организаций осуществляет Федеральная служба судебных приставов.
А.ТОЛОКОННИКОВ, заместитель прокурора района, младший советник юстиции.
Leave a comment