Право на перемену имени ребенка

В соответствии со ст. 58 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. В частности, фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ.

Согласно ст. 58 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» лицо, достигшее возраста 14 лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество.

Перемена имени производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество.

Между тем действующее законодательство относит решение вопроса об изменении фамилии ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, к компетенции органов опеки и попечительства.

Так, по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (п. 1 ст. 59 СК РФ). Согласно п. 2 ст. 59 Семейного кодекса РФ если родители проживают отдельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя.

Органом опеки и попечительства может быть дано разрешение на перемену фамилии ребенка и без учета мнения родителя, проживающего отдельно от ребенка, если невозможно установить его местонахождение, он лишен родительских прав, признан недееспособным, уклоняется без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Указанные обстоятельства при подаче заявления в орган опеки и попечительства о присвоении ребенку фамилии другого родителя должны быть подтверждены документально, например копией решения суда о лишении родительских прав или признании родителя недееспособным.

Отказ органа опеки и попечительства в даче разрешения на изменение фамилии несовершеннолетнего ребенка может быть оспорен в суде в порядке, установленном главой 25 Гражданским процессуальным кодексом РФ. При этом суд будет принимать решение, также исходя из интересов ребенка и учитывая мнение другого родителя.

Ребенок, достигший 14 лет, вправе самостоятельно изменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, но до достижения им совершеннолетия перемена имени несовершеннолетним производится при наличии согласия обоих родителей, а при отсутствии такого согласия – на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом.

Таким образом, перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом.

Кто принимается в детские сады в первую очередь и вне очереди

Первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных организациях предусмотрено:

– для детей военнослужащих по месту жительства их семей (пункт 6 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ “О статусе военнослужащих”);

– для детей сотрудников полиции и некоторых иных категорий указанных граждан (часть 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ “О полиции”).

– для детей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации и некоторых иных категорий указанных граждан (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”);

– для детей из многодетных семей (подпункт “б” пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. №431 “О мерах по социальной поддержке семей”).

– для детей-инвалидов и детей, один из родителей которых является инвалидом (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. №1157 “О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов”);

Внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях предусмотрено:

– для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, граждан из подразделений особого риска (пункт 12 статьи 14, пункт 12 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2123-1 “О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” на граждан из подразделений особого риска”),

– для прокуроров (пункт 5 статьи 44 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года №2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”);

– для судей (пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации”);

– для сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (часть 25 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. №403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации”).

Д.МЕНЬШИКОВА, помощник прокурора района, юрист 3 класса.

Уточнено законодательное регулирование правового статуса городского округа

Федеральным законом от 03.04.2017 N 62-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

 Федеральным законом, в том числе:

уточнено, что городской округ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и/или через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;

введено понятие административного центра городского округа;

установлено, что территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли для развития городского округа;

предусмотрено, что законы субъектов РФ, устанавливающие и изменяющие границы городских округов, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих городских округов;

установлено, что границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

Кроме того, предусмотрена возможность объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом. Объединение осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.

Уточнен ряд ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции

Федеральным законом от 03.04.2017 №64-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции” обязанность по проверке полноты и достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы, возлагается на высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

В случае выявления фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены антикоррупционным законодательством РФ, указанное лицо обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий правонарушителя, или применении к нему иной меры дисциплинарной ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Кроме того, Федеральным законом:

вводится перечень лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

конкретизируется перечень лиц, обязанных представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей);

корректируются обязанности членов избирательных комиссий в области противодействия коррупции;

уточняется запрет на участие в управлении некоммерческими организациями лиц, замещающих государственные должности РФ, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, а также государственных и муниципальных служащих.

И.ДОРОШЕНКО, старший помощник прокурора Дзержинского района, юрист 3 класса.

 

Related posts

Leave a comment