Итальянский взгляд на русскую усадьбу

22 марта в музее-заповеднике «Полотняный Завод» состоялась встреча итальянского архитектора Сандро Ди Ганджи, автора концепции развития территории музейного комплекса, с представителями районной и поселковой администраций, директором Калужского областного краеведческого музея Виталием Бессоновым, работниками полотнянозаводского музейного комплекса, инвесторами, журналистами. Что привело архитектора из Палермо на калужскую землю? Уж не козни ли сицилийской мафии? Так, полушутя, начался серьезный разговор с европейским гостем об одной из туристических жемчужин Калужской области – музее-заповеднике Гончаровых.
– Калужская область. – сказал, отвечая на вопросы журналистов, Сандро, – очень гостеприимна. Кроме того, это своеобразные ворота в Москву и территория, которая благодаря инвесторам очень быстро развивается. Наше участие в жизни региона ограничивается двумя объектами. Благодаря нашему знакомству с господином Бессоновым мы пытаемся развивать сотрудничество здесь, на территории Полотняного Завода. Еще мы сотрудничаем с городской администрацией Калуги в решении вопросов, которые касаются исторического центра города.
Дальнейший разговор свернул на полотнянозаводские рельсы.
Начиная презентацию своей работы (действие проходило в «онегинском» зале), итальянский зодчий сразу же отсек возможность задавать прозаические и конкретные вопросы на социально-экономические темы:
– Мы представляем не проект, а архитектурную концепцию нашей идеи, нашего видения того, как может развиваться территория усадьбы Гончаровых в ближайшие 20 лет.
Однако даже сугубо концептуальная презентация вызвала неподдельный интерес участников встречи. Что же предложил европейский гость? По его плану развитие усадьбы должно идти в трех направлениях. Во-первых, нужно решить транспортную проблему, убрать с территории усадьбы транспорт. Для этого предполагается строительство подземной парковки. Во-вторых, создать в музее-заповеднике условия, максимально комфортные для пешеходов. Человек, оказавшийся здесь, должен иметь возможность комфортно передвигаться по всей территории усадьбы без использования транспорта, кратчайшим путем по пешеходным дорожкам попадая к интересующим его объектам. Например, от усадьбы Гончаровых к дому Щепочкина.
По традиции итальянской архитектурной школы площадь должна занимать особое место в любом городе. Даже в самом крохотном итальянском городке где-нибудь на Сицилии есть своя площадь. Поэтому и на плане развития усадьбы Гончаровых, предложенном Сандро, можно увидеть шесть площадей, связанных проходами в домах. Площади, по мнению Сандро, – это место встреч, они объединяют людей.
В-третьих, считает архитектор, нужно восстанавливать исторические здания и убирать объекты, построенные за последние десятилетия и мешающие восприятию исторического облика усадьбы.
Эту идею в полной мере разделяет и Виталий Бессонов:
– Турист должен чувствовать себя именно в усадебном пространстве, а не думать, куда он попал: то ли на улицу поселка, то ли на территорию фабрики. Я понимаю, что полностью к облику конца восемнадцатого века усадьбу не вернуть, но мы должны к этому стремиться. По крайней мере, ее дух, которым наслаждался Александр Сергеевич Пушкин, мы должны возродить.
С таким утверждением нельзя не согласиться. И хотелось бы этими красивыми словами завершить статью. Однако здесь, на этом, в общем-то, маленьком кусочке полотнянозаводской земли, пересеклось множество разных интересов: музея, бумажной фабрики, церкви, инвесторов, занимающихся возрождением усадьбы и развивающих туристический бизнес. В конце концов, местных жителей. И у каждого своя правда и свой резон. Поэтому теме развития усадьбы Гончаровых в Полотняном Заводе предстоит долгая жизнь в СМИ. Но при этом все заинтересованные стороны понимают: они должны идти к одной общей цели – возрождению усадьбы. Идти осторожно. Стараясь не навредить. На цыпочках, как выразился во время интервью итальянец.
 Николай КОРСАКОВ.

Related posts

Leave a comment