Доброе и вечное

9-29-1

Директор ДШИ им.Н.Гончаровой Н.Пиманкина представила Чингиза Казиева, сводного брата Теймура КАЗИЕВА.

Директор ДШИ им.Н.Гончаровой Н.Пиманкина представила Чингиза Казиева, сводного брата Теймура КАЗИЕВА.

9-4В выставочном зале детской школы искусств имени Н.Гончаровой посёлка Полотняный Завод действует выставка известного подмосковного художника, достойного подражателя левитановского «настроения» в русском пейзаже Теймура Керимовича Казиева.
На открытии выставки среди посетителей, учащихся, преподавателей школы искусств были и гости – сводные братья художника Чингиз, Мурат и двоюродная сестра Анна (на первом снимке), а также представители отдела культуры Малоярославца и руководитель культурно-просветительного центра «Единство» Галина Ивановна Гришина. На протяжении целого ряда лет эта женщина исследует и открывает новые исторические факты, связанные с репрессиями 30-50-х годов прошлого века.
Из выступления Чингиза Казиева – брата художника, мы узнали, что Теймур Керимович Казиев прожил жизнь, полную трагических периодов. Его родители, в числе многих миллионов, были репрессированы и отбывали срок в известном лагере СЛОН на Соловецких островах, где и родился Теймур в 1936 году. Само появление на свет будущего художника в суровых условиях Соловецкого архипелага было сопряжено с риском для жизни не только его родителей, со всей тщательностью скрывавших и оберегавших зародившуюся маленькую жизнь, но и для самого младенца, появившегося на свет за колючей проволокой лагеря особого назначения, где не было места детской радости, а скорбная земля омывалась слезами и кровью бесчисленных узников.
До ареста отец Керим получил два высших образования: агрономическое в Азербайджанском политехническом институте и педагогическое, был учителем в Баку, мать Анна – студенткой МГУ. «Производственная практика» 24-летней девушки – специалиста биолога с незаконченным высшим образованием началась в суровых северных широтах Соловецкого архипелага. Здесь её назначили ассистенткой заключенного – агронома Керима Вадудовича Казиева, заведующего Соловецкой сельскохозяйственной опытной станцией, где осуществлялась обширная программа опытных и исследовательских работ, охватывающая почти все отрасли растениеводства. Керим Казиев был пытливым, вдумчивым ученым, на Соловках встречался с Н.И.Вавиловым, который дал высокую оценку его научной деятельности. Под его руководство и поступила студентка биофака Анна Бриллиантова.
Совместная работа сблизила коллег по несчастью, и вскоре Керим и Анна заключили негласный супружеский союз, основанный на взаимном доверии и искренней любви, вспыхнувшей в тяжелых условиях неволи и постоянного страха смерти. Даже здесь, на скорбных Соловках, в жутких нечеловеческих условиях существования, где каждый день мог оказаться последним, жила любовь и зарождалась новая жизнь. Наверное, только с помощью свыше, Кериму Вадудовичу, снискавшему в лагере почет и уважение, удалось сокрыть свою беременную жену от пытливых глаз надсмотрщиков в бывшем Троицком скиту на острове Анзер. В ноябре 1935 года Керима Вадудовича перевели на материк, в город Повенец. Он расстался с молодой женой, как оказалось, навсегда, а сына увидел уже шестилетнего в 1943 году. Мать Теймура, оказавшись в числе 1113 соловецких узников (среди которых были видные государственные деятели, мастера культуры и священнослужители), зверски казнили, а годовалого ребенка отправили в детский дом в Сестрорецк Ленинградской области. К счастью, родителям Анны, жившим в Малоярославце, удалось разыскать внука, и его детство прошло в окружении любящих родных. Когда началась война, Теймуру было пять лет. Но, обладая великолепной памятью, он на всю жизнь во всех подробностях запомнил ужасы оккупации, зверства фашистов, непрекращающиеся обстрелы и бомбежки, голод, холод,
лишения.
Зимой 1943 года в семействе Бриллиантовых произошла знаменательная трогательная встреча: Керим Вадудович Казиев, будучи откомандированным по делам в Москву, отыскал в Малоярославце родителей своей любимой жены, наконец-то, встретился после долгой разлуки со своим подросшим сыном, познакомился со стариками и с их второй дочкой Катей. Ожидал ли он когда-нибудь увидеть Теймура, говорить с ним, глядя в его не по-детски взрослые глаза? Первая встреча с отцом ярко запомнилась Теймуру на всю жизнь. Отец много и нервно курил папиросы.
К сожалению, военное время снова звало Керима в дорогу. Только после войны, в 1946 году, состоялась долгожданная поездка Теймура с мамой Катей (так называл он свою тетю Катю) на товарно-пассажирском поезде, в одном вагоне-теплушке с солдатами, возвращающимися домой с фронтов, к отцу, в далекое уральское село Ныроб. Познакомившись ближе с Екатериной Вячеславовной, в том числе и по переписке, Керим Вадудович сделал ей предложение, которое она приняла. Так тетя Катя стала для мальчугана второй мамой – заботливой и доброй. Закончилась война, из которой наш народ вышел победителем. Началась мирная, созидательная, трудовая жизнь.
Трудовую деятельность будущий художник начал рабочим на железной дороге. Однако, испытывая влечение к живописи, поступил на двухлетние заочные курсы Всесоюзного дома народного творчества, которые закончил в 1959 году. После службы в армии продолжил художественное образование в Московском художественно-промышленном училище им.Калинина. Работал более 30 лет художником на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи.
Помимо миниатюры, Теймур постоянно искал себя в технике акварели и масляной живописи, писал пейзажи, портреты. Излюбленной темой творчества стала подмосковная и северная природа. О своей любви к родной земле он рассказывает нам проникновенной, лирической акварельной исповедью. Его привлекал пейзаж, полный тишины и покоя. Названия работ говорят о мировосприятии художника, ощущении радости бытия. Его полотна несут в себе гармонические созвучия. Всматриваясь в них, невольно ощущаешь то еле уловимый запах иван-чая, то легкий холодок ветра, срывающего пожелтевшие листья с берез. К созерцанию подключается обоняние. И вот ты уже околдован русской природой. И в этом колдовстве – тайна живописного мастерства Теймура Казиева.
Выставка живописных акварельных работ нашего современника дала возможность ощутить посетителям многообразие сегодняшней действительности. Глядя на лица многих, чувствовалось, что живопись художника завораживает сердца, что его пейзажи зазывают в леса, на поляны, к заводям маленьких рек. Радостное пробуждение природы «Голубой апрель», праздничное убранство осени «Осень» находят живой отклик в душе зрителя. Истомой лета веет с картин «Теплый вечер», «Иван-чай». А какой русский пейзаж без старинного храма! Черноостровский монастырь в Малоярославце, помнящий битву с Наполеоном, Соловецкий монастырь… Художник тонко чувствовал и открыл нам красоту, величие русской храмовой архитектуры. Теймур создал настоящую сюиту русского пейзажа, в которую патриотически вложил всю свою жизнь. После тяжелой болезни в 2014 году Теймура Керимовича не стало, но он выполнил предназначенный ему небесным творцом наказ – нести людям доброе и вечное.
Н.Пиманкина, директор ДШИ им.Н.Гончаровой.

Related posts

Leave a comment