Начинается новый учебный год

(03.09.2015) Рубрика: Образование

2-1С какими результатами подошло к нему учительство нашего района и какие задачи впереди? Этому был посвящён доклад заведующего отделом образования и спорта администрации района В.Б.Бирюковой на августовском педагогическом совещании, состоявшемся на прошлой неделе.
– Доброй нам всем работы, хорошего настроения, улыбок и всего того, чего мы традиционно ждем от начала нового учебного года: успешных учеников, хороших результатов, взаимопонимания среди коллег и родителей и, конечно, здоровья и благополучия в личной жизни.
С такими словами, открывая августовский педагогический форум, обратилась Виктория Борисовна к коллегам и гостям. И сразу к делу:
– Сегодняшнее мероприятие дает возможность обозначить имеющиеся проблемы, наметить пути их решения, определить программу наших совместных действий по развитию системы образования района, обсудить результаты минувшего учебного года.
Современная жизнь предъявляет человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, качества лидера, а главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Для решения этой проблемы все увереннее входят в современную школу новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
В 2014-2015 учебном году по ним обучались все учащиеся 1-4 классов, а также в режиме апробации в Кондровской №2, Пятовской, Кондровской №4, Лев-Толстовской, Чкаловской, Дворцовской, Остроженской школах. В опережающем режиме приступили к реализации ФГОС в детских садах «Родничок», «Умка» и «Улыбка».
С 1 сентября 2015 года обучаться по новым ФГОС будут все учащиеся начальной школы и 5 классов, и 6-7 классы школ, работающих в режиме апробации. К реализации ФГОС приступят дошкольные образовательные организации.
Задача ФГОС – организация системы, направленной на достижение новых образовательных результатов. Все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны, в основном, только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, они не могут применить их. В результате у детей сформировалось иждивенческое отношение не только к школе, но и к жизни вообще.
Отличительная черта нового стандарта – его деятельностный характер. Современный урок – это урок, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания. Учитель должен донести до учеников мысль о том, что информация – это еще не знание, что для приобретения последнего необходимо приложить усилия, проявить внимание, волю и упорство.
Виктория Борисовна сообщила о результатах работы по новым ФГОС. Показатели качества знаний, в том числе полученные на обязательных экзаменах в форме ОГЭ, выросли.
Стандарты задают новый ориентир школьному образованию – развитие личности ребенка. Задача учителя в конечном счете – воспитать не математиков, физиков или историков, а подготовить человека к жизни, в которой он сможет стать хорошим специалистом, хорошим сыном или дочерью, хорошим родителем, хозяином своего дома, может быть, общественным деятелем, но главное – счастливым человеком. Это самая большая задача, которую выполняли и выполняют семья и школа – духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения, воспитание базовых национальных ценностей.
В рамках программы «Развитие образования Дзержинского района» действует подпрограмма «Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Дзержинского района на 2014-2016 годы».
Наиболее развивающими и эффективными направлениями в воспитательной деятельности стали: воспитание патриотизма и гражданственности; формирование экологической культуры; художественно-творческая деятельность; развитие демократической и правовой культуры; воспитание навыков здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений в детской и подростковой среде. Докладчик рассказала, в каких формах и конкретных мероприятиях реализуются эти направления, и о достижениях минувшего года.
Важнейшей составляющей образовательного пространства является система дополнительного образования. Дополнительное образование – это неформальное, вариативное образование, предоставляющее личности возможность выбора путей своего развития. Оно социально востребовано, так как органично сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни.
В районе действуют два учреждения дополнительного образования детей – Центр детского творчества «Ровесник» и ДЮСШ. Отделения дополнительного образования работают в Полотняно-Заводской СШ №2, Товарковской СШ №1, Товарковской СШ №2. Программы дополнительного образования реализуют также все учебные учреждения.
Система дополнительного образования в районе действует достаточно эффективно, что подтвердила приведённая докладчиком информация об участии и победах наших ребят в творческих конкурсах, общественно значимых акциях и спортивных соревнованиях самого разного уровня, вплоть до всероссийского.
Воспитать успешного ученика может только успешный учитель. Жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества.
Учитель-профессионал не просто ходит на работу, он совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит в школе каждый день. Творить мир ребенка, наполнять этот мир красками, верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет, – вот работа учителя.
Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» современному учителю стоит постоянно быть озабоченным вопросом «Чему мне нужно научиться?»
В 2014-2015 учебном году курсы повышения квалификации прошли 438 педагогических и руководящих работников. Около 350 педагогических и руководящих работников образования района приняли участие в областных семинарах, семинарах-тренингах, конференциях, «круглых столах», мастер-классах по различным направлениям деятельности.
В целях развития творческой активности педагогов, их профессионального роста, повышения престижа педагогической профессии были организованы и проведены муниципальные конкурсы профессионального мастерства: «Методический дебют», «Воспитатель года», «Учитель года», «Самый классный классный».
Виктория Борисовна подробно рассказала о сложившейся в районе системе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
– Начинается новый учебный год, – перешла к заключительной части доклада В.Б.Бирюкова. – Приоритетными направлениями деятельности системы образования в 2015-2016 учебном году будут:
– обеспечение доступности качественного дошкольного, общего, дополнительного образования;
– сохранение и развитие кадрового потенциала;
– совершенствование системы управления образованием;
– создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, культурную жизнь общества, развитие их интеллектуального и творческого потенциала;
– сохранение и укрепление здоровья детей, создание системы здоровьесберегающих технологий, обеспечение психологической поддержки.
Каждое начало – это ознаменование новых дел, надежда на позитивные перемены, посыл к дальнейшему развитию и движению вперед. Многое зависит от нас. Руководители и население района должны видеть главный результат нашей работы – динамично развивающиеся образовательные организации, образовательные услуги и выпускников, которые востребованы обществом. Самое важное – какими людьми, с какими ценностями и идеалами выйдут во взрослую жизнь наши дети.
Хочется пожелать, чтобы этот год стал для вас годом исполнения поставленных задач, творческих свершений и побед.
Поздравляю всех с наступающим Днем знаний! Здоровья, профессионального роста, успехов!
Выступление В.Б.Бирюковой дано в сокращении. Подробный анализ деятельности районной системы образования представлен в публичном докладе «О деятельности системы образования, органа охраны прав детства, о развитии физкультуры и спорта, молодежной политики в МР «Дзержинский район» в 2014-2015 учебном году», который размещен на официальном сайте отдела образования и спорта.

Related posts

Leave a comment