Из династии Мосаловых

(23.10.2014) Рубрика: Очерк

Человек и его дело
5-1Любой человек в наше время имеет то или иное представление о такой науке, как биология, а кто-то, владеющий профессией, далёкой от неё, тем не менее, применяет знания, полученные еще в школе, скажем, на своём дачном участке. Но когда я, изрядно подзабыв школьную программу, но всё-таки в некоторой степени владея такими понятиями, как гены, клетка, хромосомы, ДНК… открыла двухтомник Высшей школы по биологии, передо мной открылся космически необъятный мир. И параллель с космосом напрашивается совершенно не случайно. Я невольно вспомнила кадры из фильма «Безымянная звезда», когда героиня картины говорит гимназистке о преподавателе космографии: « Как вам повезло, что вы можете слушать его лекции о таких красивых, удивительных вещах!..»
И вот ассоциативно возникло имя другого учителя – реального, не придуманного сценаристом – преподавателя биологии Елены Викторовны Жучковой, недавно, кстати, отметившей свой юбилей. И не так важно, подумала я, что статья о ней появится не в день юбилея и не в День учителя. Важно, что человек этот живёт в нашем городе, и каждый день в класс биологии приходят к ней ученики и открывают для себя «учение о жизни» – именно так определяет слово «биология» энциклопедический словарь – и звучит это не менее красиво и не менее удивительно, нежели «космография» или «учение о космосе»… В     иКондровской средней школе №1, в которой Е.В.Жуч­кова сама когда-то училась, а теперь еще совмещает преподавательскую работу с заботами завуча, о ней –
только позитивные отзывы. Она общественница, депутат городской Думы, к ней приходят люди со своими проблемами, просьбами, предложениями. Она выслушает каждого и поможет в том, что находится в поле её компетенции. В качестве примера – совместно с жителями, обратившимися к Е.В.Жучковой за помощью, удалось оградить от частных застроек парк «Жуковка». Конечно, чтобы получить представление о человеке, недостаточно отзывов коллег или знакомых, необходимо личное общение. Нужно суметь его разговорить. С одним собеседником это произойдёт быстро и просто, с другим придётся искать, так сказать, «обходные» пути – именно такой оказалась Елена Викторовна.
Она, не считая себя исключительной личностью, говорила о себе слишком лаконично, можно даже сказать, неохотно, и я уже огорчилась, полагая, что мне трудно будет представить цельный образ. Но, когда мы заговорили на, так называемые, общие темы, беседа приняла оживлённый характер. По наводящим вопросам я узнала, что Елена Викторовна любит, когда к ней приходят гости. Ей нравится применять знания растениеводства на своём огороде, она много читает и, что я отметила с особым удовлетворением, интересуется классической музыкой, что, увы, в наше время –
редкость, поскольку и радиоэфир, и телевидение слишком активно пропагандируют шоу-программы. Правда, коснувшись темы современной эстрады, мы с ней немного поспорили, но сошлись на любви к художественной литературе – не только классике, но и хорошего, умного детектива. При этом обменялись пристрастиями: она посоветовала мне кое-что из последних романов Б.Акунина, а я – Гарднера и Стаута, и обе мы естественно отметили тот факт, что важно быть человеком не только специфических знаний, но и многосторонних интересов, тем более – учителю!
Меня всегда привлекала в людях нестандартность мышления, свой абрис, своя методология, и именно поэтому беседовать с Еленой Викторовной по-настоящему интересно, ведь не случайно я отправилась в библиотеку и взяла книги по биологии. Меня подвигнула на это увлеченность, с которой она говорила о своём предмете, во мне невольно пробудился интерес к нему. Вот что важно для педагога – пробудить интерес, заставить ученика или собеседника взять в руки книгу и погрузиться в мир – новый или забытый, или изучаемый!
Но нельзя сбрасывать со счетов и некую «изюминку» в характере любого человека, без которой он, даже владея своей профессией, может так и не зажечь никого своими идеями, пусть нужными и интересными… Знаете, бывают такие зануды, излагающие свои концепции монотонно, словно читают надоевшую самому себе лекцию. При внешне спокойном декларировании мысли, Елена Викторовна вдруг находит неожиданный ракурс, неожиданную параллель, аналогию, а где это уместно – и шутку. В этом – слагаемые профессионализма, педагогический талант. Если применить специфический биологический термин, то гены тоже играют в выбранной Еленой Викторовной профессии не последнюю роль: она потомственный педагог из семьи Мосаловых. Её мать тоже была учителем биологии, отец – директором школы и заведующим районного отдела народного образования. А бабушка – педагогом-музыкантом.
Нам известны такие понятия, как преемственность, династия, и мы знаем, какие прекрасные плоды они дают. Я не согласна с утверждением, что на детях талантливых родителей природа «отдыхает». А как же династии ученых, врачей, художников, актёров и, разумеется, педагогов? А великая династия, ведущая начало от Иоганна Баха! Замечу, кстати, что Иоганн Бах – один из любимых композиторов Елены Викторовны, а музыка Баха учит нас мудрости, справедливости, выдержанности, единении с Богом…
Скажу откровенно и искренне: я получила хороший позитивный заряд, общаясь с Е.В. Жучковой, и в конце беседы с ней подумала, как героиня упомянутого мной фильма: как повезло ученикам Кондровской школы №1, что сложный и интересный предмет – биологию – преподаёт именно она! Я была на одном из её уроков. Елена Викторовна излагает мысль просто и ясно, и я тогда уже отметила, что в ком-то она непременно зажжёт желание поступить на биофак или в медицинский, где знания биологии необходимы. И в разговорах с некоторыми учащимися я узнала, что для многих, благодаря предмету, преподаваемому Еленой Викторовной, вопроса с выбором профессии не существует: педагог, химик, врач… словом, биология – это тот ключ, которым открываются двери в различные профессии. Среди её бывших учеников уже есть и биологи, и учителя… Впрочем, еще важнее другое: учитель, вольно или невольно, передаёт своим подопечным не только знания своего предмета, но и жизненную позицию, которую он исповедует, и от того, насколько она позитивна, во многом зависит будущее его воспитанников, их нравственный облик, поэтому такие категории, как порядочность, коммуникабельность, профессионализм – совершенно необходимы педагогу. Именно этим арсеналом обладает Елена Викторовна, что отмечают в ней её коллеги, и именно это почувствовала я в общении с ней, и ещё – при скромности характера, в ней чувствуется сильная натура, когда вопрос касается принципиальных дел.
Это не портрет, а всего лишь штрихи к портрету нашего земляка и современника Елены Викторовны Жучковой.
И.Факова.

Related posts

Leave a comment